1
3158
Газета Экономика Печатная версия

17.09.2019 16:59:00

"Академик Ломоносов" прописался на Чукотке

На первой в мире плавучей АЭС завершается подготовка к началу работы

Тэги: плавучая аэс, патэс, академик ломоносов, чукотка, арктика, росатом


плавучая аэс, патэс, академик ломоносов, чукотка, арктика, росатом Плавучий энергоблок прибыл к месту постоянной приписки. Фото автора

Атомный плавучий энергоблок (ПЭБ) «Академик Ломоносов» на прошлой неделе успешно пришвартовался на мол-причале в городе Певек в Чукотском автономном округе. Сейчас там проводятся достройка и доводка береговых систем и сооружений, которые в ближайшие месяцы начнут принимать электроэнергию и тепло с прибывшего инновационного энергоисточника и передавать ее потребителям. В совокупности этот комплекс образует первую в мире плавучую атомную теплоэлектростанцию (ПАТЭС) – вероятно, один из самых многообещающих видов атомных электростанций на данный момент.

ПАТЭС – пилотный для Росатома проект атомной станции малой мощности. В его основе лежит идея использования ледокольных реакторов для новых задач. На «Академике Ломоносове» установлены два водо-водяных ядерных реактора КЛТ-40С суммарной мощностью 70 МВт. Аналогичная технология реализована и хорошо зарекомендовала себя в нескольких арктических ледоколах, а теперь впервые будет применена для снабжения потребителей на берегу: ПАТЭС может обеспечить светом и теплом до 100 тыс. человек, среди ее возможностей есть еще и опреснение морской воды. Символично, что станция начнет работу в юбилейный для гражданской судовой атомной энергетики России год – в декабре ей исполняется 60 лет.

Такие транспортабельные энергоблоки считаются очень перспективными по целому ряду причин. Например, для плавучих АЭС не нужны большие земельные участки и крупные капитальные строения, которые требуются для классических станций, – на берегу создаются только сооружения, предназначенные для швартовки ПЭБ и приема и распределения выдаваемой с него электроэнергии и горячей воды. Плавэнергоблок мобилен, компактен и строится гораздо быстрее традиционных станций, что в сочетании с экологичностью – в том числе полным отсутствием углеродных выбросов – делает его выгодным решением для электроснабжения удаленных территорий, где нет возможности подключения к сетям мощных станций.

Пункт назначения – Певек

Все эти теоретические преимущества предстоит доказать первопроходцу мобильной атомной энергетики «Академику Ломоносову». Пока с этой задачей он вполне справляется. ПЭБ сошел с верфи Балтийского завода в Санкт-Петербурге в прошлом году и был отбуксирован (собственных двигателей у него нет) в Мурманск, где прошла загрузка ядерного топлива и успешно проведены пусконаладочные работы на реакторных установках. Конечный пункт назначения – Певек – был выбран в связи с окончанием эксплуатации местной Билибинской АЭС, построенной почти полвека назад, и Чаунской ТЭЦ, коптящей в городе еще с 40-х годов прошлого века. В Певеке, в свою очередь, подготовили необходимую береговую инфраструктуру.

К самому северному городу России судно вышло из Мурманска 23 августа и преодолело на буксире почти 5 тыс. км за 17 суток, выйдя на портовый рейд Певека к 9 сентября. Темпы превзошли все ожидания, подтвердив высокие мореходные качества ПЭБ. «Предварительно считалось, что потребуется до 35 суток, а на деле оказалось почти в два раза быстрее. В этом году Северный Ледовитый океан был достаточно хорошо открыт в сентябре, поэтому транспортировка из Мурманска в Певек прошла очень успешно», – объяснил заместитель генерального директора Росатома – директор дирекции Северного морского пути Вячеслав Рукша. «Переход прошел довольно быстро, нам повезло и с погодой, и с судами, которые нас вели», – рассказал капитан «Академика Ломоносова» Василий Голохвастов.

Заключительный этап транспортировки плавэнергоблока – швартовка – состоялся спустя несколько дней, 14 сентября: большая парусность судна и узкая акватория делали этот процесс очень сложным, необходимо было предусмотреть самые мелкие детали и дождаться благоприятной погоды. Буксировка с якорной стоянки к мол-причалу заняла несколько часов, и после нескольких ювелирных маневров «Академик Ломоносов» благополучно встал на постоянное место базирования. В дальнейшем ПЭБ закрепят у причала на четырех металлических штангах: жесткая швартовка необходима для того, чтобы надежно зафиксировать систему труб, по которым тепловая энергия будет передаваться с энергоблока на берег.

202-5-11_b2.jpg
ПАТЭС на практике продемонстрирует преимущества мобильных атомных станций.

Инфографика © Росатом

Первые киловатты – к Новому году

С завершением перехода и подключением к береговой инфраструктуре ПЭБ из атомного энергоблока становится уже полноценной атомной теплоэлектростанцией. Выдача первой электроэнергии начнется по плану 31 декабря. Энергоблок будет передавать по кабельной эстакаде мол-причала 10 кВ на подстанцию «Береговая», а дальше по воздушным линиям 110 кВ – на точку врезки в сеть Чаун-Билибинского изолированного энергоузла. Врезка запланирована на конец октября, до этого необходимо завершить работы на подстанции и возведение восьми опор ЛЭП. Как рассказал начальник службы эксплуатации общестанционных систем и сооружений ПАТЭС Вячеслав Кувалдин, первое время энергоблок будет выдавать 20–24 МВт электрической мощности, но на ПАТЭС надеются, что в перспективе их загрузят по полной. Ожидается, что это произойдет к 2021 году, когда Билибинскую АЭС окончательно выведут из эксплуатации.

К середине ноября должна быть обеспечена и 100-процентная готовность городских тепловых сетей, но выдача теплоэнергии начнется несколько позже, в следующем году. Это вызвано переходом Певека на закрытую систему теплоснабжения: городу необходимо провести модернизацию своих сетей, контракт на проведение работ уже заключен, но материалы еще не завезены, поэтому на реализацию проекта еще потребуется некоторое время. В дальнейшем ПАТЭС целиком и даже с избытком покроет потребности Певека в теплоэнергии, а поставляющая тепло сейчас угольная Чаунская ТЭЦ после этого будет выведена в горячий резерв.

Плавэнергоблок рассчитан на 40 лет эксплуатации с перезагрузкой топлива каждые четыре года. Один раз в 12 лет он будет транспортироваться на специализированное предприятие, где будет происходить техническое обслуживание как корпуса судна, так и внутренних механизмов.

Новый этап в освоении Арктики

Запуск ПАТЭС прежде всего позволит стабилизировать энергоснабжение Чаун-Билибинского региона, замещая выработавшую свой ресурс Билибинскую АЭС. Благодаря «Академику Ломоносову» жители Певека и Билибино и промышленные потребители будут гарантированно обеспечены электроэнергией на годы вперед. Это имеет ключевое значение для успешной реализации крупных инвестиционных проектов, а таких немало. «Это новая жизнь, новая эра для Чукотки. В регионе будет развиваться промышленность, появятся рабочие места. Это значит, что у Чукотки есть будущее», – сказал губернатор региона Роман Копин.

Основа экономики автономного округа – разработка недр, прежде всего добыча золота: Чукотка на 10% обеспечивает страну этим драгоценным металлом. ПАТЭС будет снабжать электроэнергией как действующие месторождения («Каральвеем», «Майское»), так и новые. По словам Романа Копина, сейчас завершается строительство линий электропередачи от Билибино до золоторудного месторождения «Кекура», а также золото-медного месторождения «Песчанка». Последнее находится в Баимской рудной зоне, богатой не столько золотом, сколько медью, а также другими металлами: ее освоение, по прогнозам, увеличит добычу меди в России почти на 20%. ПАТЭС даст необходимые для запуска баимских проектов гарантии электроснабжения. «Таким образом, регион становится полиметаллическим, его экономика – более устойчивой, не зависящей только от одного вида деятельности, диверсифицированной, что хорошо для развития», – подчеркнул Роман Копин.

Стимулируя реализацию инвестпроектов на Чукотке, ПАТЭС будет способствовать и расширению использования Северного морского пути (СМП). «Такие энергоблоки необходимы для развития проектов, которые дают грузовую базу СМП, – пояснил Вячеслав Рукша. – Для СМП имеет значение грузопоток, который будет формироваться с помощью таких энергоблоков. Например, освоение Баимской рудной зоны на Чукотке кратно увеличит объемы производимой продукции, а значит – и загрузку судов, которые будут работать на трассах Северного морского пути».

А еще ПАТЭС вдохнет новую жизнь в развитие Певека. «В город пришел Росатом, и для жителей чрезвычайно важно, что перед ними открываются новые перспективы, – поделился мэр Певека Николай Леванов. – Я сейчас говорю не только про утилитарные вопросы – тепло и свет. Люди получили возможность использовать достижения Росатома во всех направлениях – например, получить новую профессию. Кроме того, Певек вошел в структуру городов-спутников Росатома, и перед нами стоит задача перенять опыт иных муниципалитетов – городов присутствия госкорпорации».

Будущее – за малыми АЭС

ПАТЭС станет своего рода демонстрационным образцом возможностей использования плавучих атомных энергоблоков и референтности заложенных в них технологий для потенциальных заказчиков. В Росатоме надеются, что чукотский опыт позволит продолжить серию ПЭБ для различных проектов как в российской Арктической зоне, так и за рубежом. Как обратил внимание Роман Копин, успешная эксплуатация в регионе присвоит новой технологии знак качества: «Если технология здесь работает, если она испытана суровыми арктическими условиями, то она будет работать где угодно».

Мобильные атомные энергоблоки могут быть востребованы в местах, где нет смысла развивать крупную энергосистему или нет возможности подвести общие сети от станций большой мощности. По словам Вячеслава Рукши, интерес к таким комплексам очень большой, в частности, со стороны островных государств и ряда стран Африки.

«Все, что требовалось в сфере большой энергетики, строится сейчас или будет построено в ближайшее время, а вот размер малой энергетики – от 100 до 400–500 МВт – может быть очень перспективным», – полагает Вячеслав Рукша. А Василий Голохвастов одним из самых многообещающих направлений применения ПЭБ назвал опреснение морской воды: как ожидается, плавэнергоблок будет использоваться в южных странах, где есть нехватка питьевых ресурсов, поэтому значение опреснительной установки, по его словам, трудно переоценить.

Между тем в Росатоме уже ведутся работы над вторым поколением ПАТЭС – оптимизированным плавучим энергоблоком (ОПЭБ), который будет меньше и при этом мощнее «Академика Ломоносова». ОПЭБ предполагается оснастить двумя реакторами нового типа – «Ритм-200М» – мощностью 50 МВт каждый. Их отличительная особенность состоит в расположении парогенераторов внутри корпуса активной зоны – традиционно эти аппараты размещают отдельно. Такое решение позволило улучшить массо-габаритные характеристики реакторной установки, улучшить безопасность, а главное – разместить значительно больше топлива: если современные ледоколы на обычных реакторах работают 4–4,5 года до перезарядки, то «Ритм-200» доведет этот срок до 10 лет. Первые рабочие испытания новые реакторы ожидают в ближайшие месяцы. Вячеслав Рукша надеется, что в декабре головной ледокол новой серии ЛК-60Я «Арктика» с установкой «Ритм-200» выйдет уже на ходовые испытания.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(1)


Alex 07:36 18.09.2019

Обалдеть! Сколько вызывал этот проект вопросов и недоумений, но вот уже в этом году патэс будет реально функционировать. Как спокойно и уверенно Росатом осуществляет задуманное



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


На севере Красноярского края пересчитали диких оленей

На севере Красноярского края пересчитали диких оленей

Елена Крапчатова

Сибирские ученые при поддержке "Роснефти" провели самый масштабный мониторинг миграции важных для Арктики животных

0
579
Синергия атомной и возобновляемой генерации

Синергия атомной и возобновляемой генерации

Борис Николаев

В Сочи прошел XIII Международный форум "Атомэкспо"

0
4051
Транспортная артерия в ожидании грузов

Транспортная артерия в ожидании грузов

Борис Николаев

Хватит ли запасов углеводородного сырья для расширения поставок по Севморпути

0
5907
Международное сотрудничество поможет защитить Арктику

Международное сотрудничество поможет защитить Арктику

Василий Матвеев

К исследованию региона готовы присоединиться даже не северные страны

0
2983

Другие новости