0
3230
Газета Экономика Интернет-версия

08.11.2019 12:25:00

Аэропортам нужна земля

Тэги: аэропорт, шереметьево, москва, пашковский, краснодар, развитие


аэропорт, шереметьево, москва, пашковский, краснодар, развитие Фото pixabay.com

Два крупных аэропорта России – Шереметьево (Москва) и Пашковский (Краснодар) находятся в самом разгаре процессов по выделению земель под развитие. Но если в Шереметьево выкуп земли осуществляет государство, то в Краснодаре эта миссия легла на инвестора – аэропорт. В обоих случаях воздушные гавани столкнулись с проблемами и завышенными ожиданиями и требованиями владельцев земли. «НГ» попыталась разобраться в конфликтах.

Требуются юристы

Международный аэропорт Шереметьево только начал процесс по организации выкупа земель. Компания в конце октября объявила конкурс на предоставление юридических услуг по сопровождению выкупа и расселения 121 земельного участка вблизи недавно построенной третьей взлетно-посадочной полосы (ВПП-3). Согласно материалам закупки, речь идет о землях на территории деревень Перепечино и Дубровки (Солнечногорский район Московской области). Подрядчик должен будет вести сопровождение сделок с собственниками о выкупе участков, мероприятий по сносу объектов недвижимости, соглашений о возмещении ущерба. Основная цель работ — «освобождение санитарно-защитной зоны аэропорта Шереметьево от жилой застройки».

Вопросы санитарно-защитных зон или приаэродромных территории (ПАД) стоит на повестке аэропортов, региональных властей и регуляторов уже давно. Еще в сентябре, по информации «Коммерсанта» (19.09.19), руководитель управления Роспотребнадзора по Московской области Ольга Микаилова попросила первого вице-губернатора Московской области Ильдара Габдрахманова «оказать содействие» по скорейшему переселению почти 500 жителей деревень Дубровки и Перепечино, которые располагаются в санитарно-защитной зоне (СЗЗ) аэропорта.

При этом аэропорт Шереметьево не потратится на расселение, а выгоды будет получать от коммерческой деятельности в полном объеме. Согласно позиции аэропорта, на расселение жителей и снос домов выделены бюджетные средства согласно постановлению правительства №1205 от 5 октября 2018 года. «Оператором субсидий назначено ФГУП АГА(А), которое должно снести здания и сооружения, благоустроить территорию и возместить убытки собственникам недвижимости, расположенной на попавших в СЗЗ участках», — разъяснили в Шереметьево «Коммерсанту».

Требуются деньги

В Краснодаре, наоборот, ситуация по земле в самом разгаре. Там уже вовсю идут судебные процессы по отдельным земельным участкам, которые выделены Росавиацией под строительство нового аэропортового комплекса с взлетными полосами, рулежными дорожками и терминалом размером в 70 тыс. кв. метров, а также прилегающими инфраструктурами объектами. На днях состоялось очередное заседание по одному из типичных дел, где пайщики пытались выторговать у аэропорта цену за свой участок, в 5-10 раз превышающую предложенную стоимость.

Ключевой проблемой для аэропорта Краснодар, который не тратит ни копейки бюджетных средств, а использует только собственные средства на строительство, является не сам факт изъятия земли, а стоимость отдельных участков. Всего под строительство аэропорта выделено государством почти 370 гектар сельскохозяйственной земли, на которой ЗАО «Плодовод» выращивает яблоки и продает в магазины и переработчикам Кубани.

Тут очень важно отметить экологический аспект. Цикл «взлет-посадка» в периметре аэропортовых комплексов включает два предельных режима двигателя - малый газ и взлетный режим. Первый из этих режимов дает основную часть эмиссии углеводородов и оксида углерода. Эмиссия оксидов азота максимальна на режимах взлета и набора высоты. Таким образом, уровень производимого авиадвигателями загрязнения в районе аэропорта достаточно высок. Еще один фактор, влияющий на окружающую среду - это сажа в форме мелкодисперсной пыли. Остается только догадываться, что и сколько оседало долгие годы на продукции местных садоводов и в каком виде это попадало на столы россиян.

Но ситуация меняется. Россия приняла Парижскую климатическую конвенцию 21 сентября 2019 года. В течение этого года выйдет «Закон о регулировании парниковых газов». А в правительстве идет обсуждение еще одного законопроекта об установлении приаэродромных территорий (ПАТ). Документ должен разрешить многолетний конфликт между аэропортами, девелоперами и властями регионов – где и когда можно строить, выплачивать компенсации или нет.

Требуется воля

По прогнозам «НГ», аэропорту Шереметьево еще придется столкнуться с недовольством сельчан по поводу оценки их земельных участков, как это уже происходит в Краснодаре. Если на юге небольшая группа пайщиков «Плодовода» весь свой гнев обратила на аэропорт и его владельцев, в числе которых и международные инвестор и крупнейший банк страны, то в Шереметьево это более 500 человек недовольных и под ударом уже само государство в лице ФГУП АГА, Росавиации и Минтранса. Масштаб проблемы в Москве и Подмосковье в разы больше чем на юге. В таких случаях денег и юристов уже может быть недостаточно, нужна политическая и административная воля принять разумное решение. А иначе государство обвинят в «рейдерстве» и ущемлении прав и жители деревень пойдут в суды.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Программа реновации ускорится для 80 тысяч москвичей

Программа реновации ускорится для 80 тысяч москвичей

Татьяна Астафьева

Столичные строители уже применяют механизмы искусственного интеллекта для анализа документации

0
1079
"Страсти по Матфею" в оглушительной тишине

"Страсти по Матфею" в оглушительной тишине

Марина Гайкович

MusicAeterna и Теодор Курентзис представили в столице шедевр Баха

0
1667
Москвичей приглашают на бесплатные экскурсии по особнякам, дворцам и усадьбам

Москвичей приглашают на бесплатные экскурсии по особнякам, дворцам и усадьбам

Татьяна Астафьева

В Дни исторического и культурного наследия можно будет посетить объекты, в которые крайне сложно попасть в обычное время

0
1342
Муфтият Дагестана отбивает атаку блогеров

Муфтият Дагестана отбивает атаку блогеров

Лев Перчин

0
1717

Другие новости