0
5689
Газета Экономика Печатная версия

12.08.2020 20:20:00

Новые национальные цели дезавуируют старые нацпроекты

Несмотря на отказ от прежних версий, Счетная палата продолжает следить за графиком их финансирования

Тэги: счетная палата, кудрин, нацпроекты, власть, правительство, деньги, финансы, национальные цели

On-Line версия

счетная палата, кудрин, нацпроекты, власть, правительство, деньги, финансы, национальные цели Алексей Кудрин продолжает наблюдать за уходящими в прошлое нацпроектами. Фото агентства городских новостей "Москва"

Через два месяца формально действующие национальные проекты перестанут существовать. Их должны заменить новые нацпроекты, принципиально отличающиеся от нынешних, причем явно не в лучшую сторону. Несмотря на фактическую отмену действующих нацпроектов, Счетная палата продолжает следить за их финансированием. Ведомство Алексея Кудрина уже несколько лет указывает на проблемы с реализацией нацпроектов и с достижением национальных целей развития.

«Прошу правительство… в трехмесячный срок скорректировать национальные проекты», – потребовал президент Владимир Путин 13 июля 2020 года на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам. Он уточнил, что национальные проекты должны быть скорректированы с учетом указа президента РФ о целях национального развития до 2030 года.

Новый, июльский президентский указ о национальных целях развития действительно сильно отличается от аналогичного майского указа 2018 года. Достижение целевых ориентиров теперь переносится с 2024 на 2030 год. При этом сами целевые показатели значительно ухудшены. И многие аналитики и СМИ уже указали на эти ухудшения.

Из нового указа, в частности, исчезла цель вхождения России в пятерку крупнейших экономик мира. Снижены показатели по безопасности дорожного движения или по продолжительности жизни россиян.

В новом президентском указе произошли весьма симптоматичные изменения формулировок даже в объявленных демографических целях. Первой национальной целью в майском указе 2018 года было названо «обеспечение устойчивого естественного роста численности населения РФ». А в тексте нового, июльского указа слова о естественном росте просто исчезли. Под естественным ростом населения понимается превышение рождаемости над смертностью, и отказ этой цели выглядит очень симптоматично, указывает директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.

Нацпроект «Демография» – это один из самых дорогостоящих проектов. Так, в этом году на него планируется выделить более 730 млрд руб. И пересмотр в нем ключевой цели может иметь далеко идущие последствия. Если по майскому указу правительство должно было добиваться увеличения рождаемости и снижения смертности, то теперь этого, строго говоря, не требуется. Ведь общий рост численности населения можно теперь обеспечить, например, увеличением притока мигрантов. Не случайно в начале июля президент Путин заявил, что «Россия заинтересована в притоке мигрантов». «С развитием экономики в России нам уже не хватает, а скоро это будет очень заметно, не будет хватать рабочих рук. Это становится реальным, объективным ограничителем экономического роста в стране. Это одна из серьезных проблем», – сообщил президент.

Еще одно примечательное изменение – это назначение весьма скромных количественных показателей в новом июльском указе. Так, в рамках национальной цели «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» предполагается реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70% по сравнению с показателем 2020 года. Но уровень кризисного 2020 года – это минимум многих экономических показателей. И ориентация на этот уровень весьма показательна.

«Июльский указ фактически дезавуирует нацпроекты, с выполнением которых и до пандемии была большая проблема. Тем более что сейчас они уже не могут существовать в прежнем виде и выступать как единый комплекс целей и мер их реализации.

171-4-2350.jpg
Аудиторы Счетной палаты не скрывают 
проблем, которые обнаруживаются 
при движении к национальным целям 
развития.  Фото Льва Исраеляна
Вместо девяти национальных целей определены пять. Нет, например, задачи вывести Россию в пятерку самых крупных экономик мира, обеспечить 5-процентный годовой рост производительности труда, довести количество технологически инновационных предприятий до 50% от их числа, обеспечить устойчивое превышение рождаемости над смертностью и пр. Некоторые другие цели переносятся на более длительный период, до 2030 года вместо 2024-го. Такие как повышение продолжительности жизни до 78 лет, снижение доли бедных до 6,6% численности населения и др.», – отмечает Марк Гойхман, главный аналитик «ТелеТрейд». Соответственно в новых условиях исчезает смысл и сама возможность придерживаться прежних запланированных графиков выполнения нацпроектов, их финансирования, отчетности по ним. Тем более что признано необходимым скорейшее изменение нацпроектов применительно к новым реалиям, считает эксперт.

Однако, несмотря на отказ от старых версий нацпроектов, Счетная палата (СП) продолжает следить за графиком их финансирования. Исполнение расходов бюджета на нацпроекты за семь месяцев составило 43,7% от запланированного, сообщается в последней рассылке Счетной палаты. Всего по итогам 2020 года на все нацпроекты должно быть потрачено из бюджета 2,168 трлн руб.

В национальном проекте «Демография» самым исполняемым стал федеральный проект по формированию системы мотивации граждан к здоровому образу жизни (исполнение – 94,4%). В национальном проекте «Здравоохранение» федеральный проект с самым высоким исполнением – «Развитие экспорта медицинских услуг» (проект уже исполнен на 100%), наименьшее исполнение – по проекту «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения» (профинансирован на 22,3%).

«Сохранение намеченных ранее условий финансирования, сумм и направлений может быть крайне нерациональным и даже негативным по последствиям. При сжатии доходов и борьбе с последствиями пандемии возникают более насущные, важные, животрепещущие цели для использования средств», – замечает Гойхман. Поэтому, по его словам, полностью теряет смысл и процедура мониторинга финансирования нацпроектов. Она фактически производится по инерции, по принципу «пока никто не отменял». Содержательность такой процедуры близка к нулю, она даже вредна, поскольку сама такая работа требует затрат, считает эксперт.

«Часть проектов пересматривается из-за необходимости поиска решений проблем с финансированием (например, перенос сроков строительства транзитных магистралей), а часть – из-за объективной невыполнимости (показатели естественного прироста населения). Все национальные проекты взаимосвязаны друг с другом. Финансирование одного проекта может способствовать достижению показателей другого проекта. Любой мониторинг – это контроль, в первую очередь финансовый. Напомню, что в прошлом году объем неосвоенных денег составил около 1 трлн руб. Подобный промежуточный контроль способствует недопущению подобной ситуации в этом году», – говорит Ольга Лебединская, доцент Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова.

«Мониторинг национальных проектов является для Счетной палаты приоритетом. За прошедший период анализу и оценке была подвергнута вся совокупность национальных проектов и входящих в их состав федеральных проектов, что позволило выявить ряд системных, сквозных проблем их реализации и достижения заявленных в них целей. Результаты данной работы мы надеемся будут учтены правительством Российской Федерации при корректировке паспортов национальных и федеральных проектов в связи с указом президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474», - сообщили НГ представители СП. «В настоящее время мы заканчиваем экспертно-аналитические мероприятия по мониторингу реализации национальных проектов», - уточнили они.

«Объемы финансирования нацпроектов сами по себе, конечно, не являются показателем эффективности работы. Это один из ориентиров. Мы понимаем, что есть специфика ряда нацпроектов, например, «Безопасные и качественные дороги», где освоение средств в основном происходит в 3-4 кварталах. И все же мониторинг финансирования позволяет своевременно реагировать на возникающие риски. Кроме того, мониторинг не следует рассматривать отдельно от общего мониторинга реализации национальных проектов, проводимого Счетной палатой в рамках отдельных экспертно-аналитических мероприятий, в которых особое внимание уделяется достижению целей, показателей и результатов национальных и федеральных проектов, анализу и оценке достаточности набора мероприятий для их достижения, обоснованности мероприятий и связанных с ними бюджетных расходов, а также рискам их выполнения», - объяснили НГ в СП.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Правительство донастраивает налоговую систему перед реформой

Правительство донастраивает налоговую систему перед реформой

Ольга Соловьева

Бюджет оплатит закупку лекарств от разных форм гепатита

0
981
ВЦИОМ готов к трехдневной войне экзитполов

ВЦИОМ готов к трехдневной войне экзитполов

Иван Родин

Будущее социологии определят интернет-боты, которые участвуют в опросах уже сейчас

0
2737
Константин Ремчуков. Министр финансов Китая призвал властные структуры на всех уровнях затянуть пояса потуже

Константин Ремчуков. Министр финансов Китая призвал властные структуры на всех уровнях затянуть пояса потуже

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 11.03.24

0
4256
Константин Ремчуков. Китай неожиданно решил провести второй раунд челночной дипломатии по урегулированию украинского кризиса

Константин Ремчуков. Китай неожиданно решил провести второй раунд челночной дипломатии по урегулированию украинского кризиса

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 04.03.24

0
7755

Другие новости