0
3603
Газета Экономика Интернет-версия

20.12.2020 19:29:00

На молодых пользователей в интернете расставляют сети

От безработного до руководителя – пандемия привлекла россиян в TikTok

Тэги: интернет, соцсети, tiktok, пользователи, портрет, молодежь, бизнес, политтехнологи


интернет, соцсети, tiktok, пользователи, портрет, молодежь, бизнес, политтехнологи Аудитория популярной социальной сети изучается и бизнесом, и политтехнологами. Фото Reuters

Доля ежедневных пользователей интернета в РФ выросла в течение года до 72%, сообщил Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Из данных исследовательской компании Mediascope следует, что за время пандемии в стране резко, более чем на 60%, увеличилась аудитория TikTok – социальной сети, делающей ставку на видео, визуализацию. Несмотря на возросшую онлайн-активность граждан, далеко не все приложения могут похвалиться таким скачком. Число активных пользователей этой сети превышает в России 26 млн человек. Она привлекает не только любителей потанцевать, но и предпринимателей и даже политтехнологов.

За период с февраля по декабрь 2020-го доля ежедневных пользователей интернета увеличилась в России с 69 до 72%, сообщил ВЦИОМ по итогам всероссийского опроса 1,6 тыс. граждан РФ в возрасте от 18 лет. Причем многие из этих респондентов проводят в интернете более четырех часов в сутки. Число пользователей неуклонно растет.

Сейчас это может показаться удивительным, но, например, в начале 2011 года, как напоминает ВЦИОМ со ссыкой на свои опросы, доля ежедневных пользователей интернета в РФ составляла лишь около 30%.

Судя по статистике, которую приводит компания Mediascope в рамках исследования WEB-Index, одной из самых быстрорастущих социальных сетей в России стал в этом году TikTok.

В феврале число активных пользователей приложения (количество человек, заходивших на ресурс хотя бы один раз за месяц) составляло в стране около 16 млн человек, а в октябре – уже свыше 26 млн человек, аудитория увеличилась сразу более чем на 60%. Тем самым почти каждый пятый россиянин заходит в эту сеть и тратит там в среднем 30 минут в день.

Это при том, что российская аудитория некоторых других социальных сетей за тот же период даже уменьшилась: судя по исследованию, так произошло с Facebook, «Одноклассниками», Instagram (статистика учитывает заходы как с мобильных устройств, так и персональных компьютеров).

Как показал WEB-Index, более половины российской аудитории TikTok – это пользователи в возрасте до 34 лет: на тех, кому от 12 до 24 лет, приходится 28%, на пользователей в возрасте от 25 до 34 лет – около 26%. Преобладают женщины, их доля почти 56%. Кроме того, как уверяют исследователи, 38% аудитории этого приложения характеризуют уровень дохода своей семьи как средний, а около 30% даже указали, что их доход выше среднего.

По роду занятий в этой сети больше тех, кто относится к категории «рабочие», – их 23%. Также среди пользователей упоминаются «домохозяйки» и «другие неработающие», на них совокупно приходится 22%. На третьем месте – учащиеся с долей 17%. Есть среди пользователей приложения и «руководители» (их 9%), и др.

«Портрет пользователя этой сети в этом году размылся из-за бума на развлекательный контент в 2020 году, который вызвал карантин. По последним данным, возрастной разброс охватывает пользователей от 11 до 55+ лет, – пояснила «НГ» основатель коммуникационного агентства «Лампа» Евгения Лампадова. – Но ядро, судя по контенту, это все же по-прежнему молодые люди в возрасте 11–17 лет, проживающие как в регионах, так и в столице: ученики средней и старшей школ, студенты первого-второго курсов вузов обоих полов. При этом аудитория, которую сейчас эта сеть пытается привлечь в России, если посмотреть на их официальную коммуникацию, это люди со стабильным средним заработком в возрасте от 25 до 34 лет».

Конечно, такая большая, с одной стороны, податливая, с другой – потенциально платежеспособная аудитория не может остаться без внимания со стороны бизнеса и даже, судя по всему, различных политтехнологов.

«В TikTok есть внутренняя валюта, которую блогеры получают в качестве вознаграждения от подписчиков за прямые эфиры и от площадки за продвижение музыкальных треков и участие в челенджах, – пояснил «НГ» директор по digital & social media коммуникационного агентства PR Partner Дамир Фейзуллов. – Но основной заработок тиктокеров – реклама. А контракты с брендами могут быть как тысячными, так и миллионными. Зависит от масштаба. Плюс бизнес еще продвигается через таргетированную рекламу».

По его словам, чаще всего на площадке можно встретить рекламу доставки продуктов, сервисов знакомств, мессенджеров и пр. Как уточняет аналитик компании «Фридом Финанс» Евгений Миронюк, список, с кем возможна бизнес-интеграция, на самом деле значительно шире – это производители и одежды, и косметики, и автомобилей, это другие интернет-площадки и платформы. Молодежные бренды давно уже здесь, как и финансовые структуры, которые рассчитывают привлечь новую аудиторию, добавил управляющий партнер коммуникационного агентства B&C Agency Марк Шерман.

«У TikTok большие перспективы за счет массового вовлечения молодежной аудитории, и уже сейчас мы видим большое присутствие брендов, рассчитанных на розничного клиента. По большому счету монетизация контента там ничем не отличается от конкурентов: платит или сама платформа, или рекламодатели за продакт плейсмент, если речь идет о тиктокерах, или же перед роликами идет прямая реклама, как это происходит в YouTube», – продолжил Шерман. «Все, что происходит в TikTok, переходит в Instagram и YouTube, монетизируются они почти одинаково, различаются порог вхождения и хайп», – соглашается владелец торговой марки Mayer Store Альбина Майер.

Как это работает? Один из примеров. Заказчик может купить, например, челендж: есть песня, есть движения или танец, люди подхватывают – «вирус распространяется», но вирус распространяется лучше, когда, конечно, уже наработана аудитория, пояснила Майер.

«Пока эффективность этой сети для бизнес-задач широко не доказана. С одной стороны, туда уже пришли бренды, и они даже иногда отчитываются о сверхэффективности этого канала для продвижения товаров или услуг. С другой – это пока больше похоже на историю про имидж того или иного бренда среди молодой аудитории c прицелом на будущие покупки, а не продажи здесь и сейчас», – считает Евгения Лампадова.

Но, по ее словам, с этой же аудиторией заигрывают, кстати, и политики, считая такой канал очень перспективным. Эта платформа точно так же может использоваться и для социальной рекламы, для информирования о каких-либо значимых событиях, отметил Шерман. Хотя, по мнению Миронюка, из-за особенностей контента потенциал этого приложения для использования именно государственными, правительственными структурами незначительный.

«Важно понять, что успех работы в любой социальной сети зависит от понимания аудитории и особенностей взаимодействия с ней. Попытка просто перенести практику общения государственных и правительственных структур эффекта скорее всего не даст: нужно адаптировать контент к потребностям аудитории», – обратил внимание доцент кафедры маркетинга Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Петр Невоструев.

По его словам, западные страны давно пытаются найти пути взаимодействия в том числе с этим приложением, открываются подобные вакансии в структурах исполнительной власти. «Что касается текущих задач государственных структур, то их условно можно разделить на две группы, – добавил эксперт. – Первая – чтобы нужный контент попадал и распространялся по социальной сети. Вторая – чтобы определенный контент, наоборот, был в социальной сети недоступен».

Но, естественно, точно так же важно понимать тенденции и аудиторию и бизнесу. Опираясь на текущие тренды в TikTok, можно зафиксировать следующее соотношение видеоконтента по содержанию. Как перечислила Лампадова, около 40% приходится на профили известных блогеров, которые «публикуют челленджи, вайны, пранки или снимают дуэты друг с другом», 30% – это DIY-профили (Do It Yourself, «сделай сам») с лайфхаками или интересными советами, 20% – аккаунты, публикующие так называемый залипательный контент (например, как крошат конфеты или режут мыло), оставшиеся 10% – страницы хозяев животных.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Главная сила: основатель Freedom Holding Corp. Тимур Турлов - о роли экосистемы в развитии холдинга

Главная сила: основатель Freedom Holding Corp. Тимур Турлов - о роли экосистемы в развитии холдинга

Денис Писарев

0
243
И только депутату Макарову на форуме грустно в отсутствие эффективных рыночных институтов

И только депутату Макарову на форуме грустно в отсутствие эффективных рыночных институтов

И только  депутату Макарову там грустно в отсутствие эффективных рыночных институтов

0
3760
КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
2006
Маск воюет с КНР из-за Боливии

Маск воюет с КНР из-за Боливии

Надежда Мельникова

Китайский SpaceSail бросит вызов американскому Starlink в Латинской Америке

0
3419

Другие новости