0
5151
Газета Экономика Печатная версия

21.01.2021 17:40:00

Российский бизнес устремился к углеродной нейтральности

En+ Group объявила о намерении снизить до нуля парниковые выбросы

Тэги: En Group, углеродная нейтральность, бизнес, промышленность, экология, выбросы, парниковые газы, электроэнергетика


En+ Group, углеродная нейтральность, бизнес, промышленность, экология, выбросы, парниковые газы, электроэнергетика Сокращение парниковых выбросов – мировой мейнстрим в бизнесе. Фото Reuters

Энергометаллургический холдинг En+ Group объявил о намерении снизить до нуля выбросы парниковых газов к 2050 году. Среди российских компаний такие цели ставят перед собой единицы, а в металлургической отрасли En+ может считаться одним из лидеров и в мировом масштабе. Российский бизнес в целом в последнее время все активнее ставит перед собой низкоуглеродные задачи, но еще отстает в этом вопросе от зарубежных компаний.

En+ Group включает в себя активы в возобновляемой энергетике («ЕвроСибЭнерго», выработка в 2019 году – более 64 ТВт-ч гидроэнергии) и производстве низкоуглеродного алюминия (РУСАЛ, доля на мировом рынке алюминия – 6%). На днях совет директоров En+ одобрил целевые показатели декарбонизации: снижение выбросов парниковых газов минимум на 35% к 2030 году и достижение нулевого баланса выбросов к 2050 году (в сравнении с уровнем 2018 года, области охвата 1 и 2 – прямые выбросы предприятий и потребление энергии).

Для достижения этих целей компания намерена реализовать комплекс инноваций по всей производственной цепочке. Управлять процессом изменений будет рабочая группа по сохранению климата. Ее возглавит исполнительный директор En+ Group Вячеслав Соломин, а подчиняться она будет исполнительному председателю совета директоров лорду Грегори Баркеру.

По мнению En+ Group, заявленные цели по сокращению выбросов углерода являются одними из самых амбициозных, когда-либо заявленных компаниями алюминиевой отрасли. «Беря на себя данные обязательства, En+ Group устанавливает новый стандарт в одной из самых энергоемких отраслей мировой экономики», – подчеркивают в компании.

В течение ближайших месяцев рабочая группа разработает конкретные меры и инициативы по достижению безуглеродных целей, взаимодействуя в том числе с клиентами, поставщиками и инвесторами компании, а также населением регионов присутствия и экспертами. Ожидается, что целевые показатели металлургического сегмента будут проверены и одобрены инициативой Science Based Targets initiative (SBTi, «Цели, установленные наукой») к августу 2021 года. Итоговый план представят в сентябре, накануне Конференции ООН по изменению климата в Глазго.

Металлургический бизнес En+ Group уже перевыполнил поставленные цели по сокращению выбросов углерода, заметил лорд Грегори Баркер. Так, цель по достижению к 2025 году выбросов менее 2,7 т эквивалента CO2 на тонну алюминия (области охвата 1 и 2 для процесса электролиза) была достигнута еще в 2017 году. «Поэтому, хотя я понимаю масштаб вызовов, которые ждут нас при достижении поставленных целей, мы встречаем их все с большей уверенностью», – подчеркнул он.

«Амбициозные цели по сохранению климата и созданию детального плана их достижения – еще более убедительное подтверждение нашей твердой решимости развивать мировую алюминиевую отрасль в парадигме низкоуглеродной экономики, – отметил лорд Грегори Баркер. – Мы обеспечим эту трансформацию с помощью непрерывных научных инноваций и программ модернизации. Для этого потребуются масштабные инвестиции в оптимизацию производственного процесса, в реализацию инициатив по сокращению выбросов при дальнейшей переработке, а также в такие серьезные инновационные проекты, как, например, технология инертного анода».

Низкоуглеродный тренд уже стал мировым мейнстримом в бизнесе. Привычным это направление развитие является и для En+, где приоритет устойчивого развития был заложен еще основателем компании Олегом Дерипаской. Так, в Сибири построены современные алюминиевые заводы, работающие на гидроэнергии (Хакасский алюминиевый завод, Богучанский алюминиевый завод, строится Тайшетский завод), заменившие устаревшие производства в западной части страны. Компания инвестирует во внедрение современных технологий, разработанных собственными центрами НИОКР, а климатическую стратегию металлургический сегмент En+ начал реализовывать еще до появления Парижского соглашенияпо климату. Напомним, в Парижском соглашении обозначена необходимость не допустить потепления на 2 градуса к середине века и сделать все возможное, чтобы ограничить его 1,5 градусами. Сотни компаний – например, в рамках той же инициативы SBTi – объявили о своих амбициях следовать этим целям, в том числе путем достижения углеродной нейтральности к 2050 году.

Некоторые мировые гиганты берут на себя еще более «повышенные» обязательства. Так, например, Microsoft планирует полностью «очиститься» от углеродного следа, который компания произвела с момента основания – с 1975 года, и к 2030 году стать улеродно-отрицательной компанией. Google еще в 2007 году стал углеродно-нейтральным и уже компенсировал все свои выбросы, произведенные за свою историю, а к 2030 году собирается обеспечивать себя энергией только из возобновляемых источников.

В России компаний, заявивших о планах добиться нулевых парниковых выбросов к 2050 году, пока единицы: кроме En+, такие декларации делали ЛУКОЙЛ и «Татнефть». «En+ и в глобальном масштабе лидер – вряд ли в мире есть много металлургических компаний, объявивших о стремлении к углеродной нейтральности, – заметил исполнительный директор фонда «Русский углерод» Алексей Шадрин. – Причем компания занялась этими вопросами не вчера: у En+ и РУСАЛа есть колоссально опытная команда, заточенная исключительно под климатические проблемы, которая прорабатывала эту тему много лет».

Крупный российский бизнес, интегрированный в мировую экономику, подталкивают к снижению углеродного следа внешние факторы. В частности, требования иностранных бирж, инвесторов и партнеров – все большее их количество отказывается от сотрудничества с компаниями с плохими углеродными характеристиками. «Международные инвесторы выводят свои деньги из высокоуглеродных активов, и российские компании уже от этого страдают», – отметил Алексей Шадрин.

Но настоящий всплеск активности российского бизнеса по данному направлению произошел в последнее время из-за резко возросших регуляторных рисков, сообщил эксперт. ЕС начал прорабатывать планы по введению специального налога на импорт в рамках стремления к углеродной нейтральности, и по оценке консалтинговой компании KPMG, трансграничное углеродное регулирование может обойтись российским экспортерам в сумму до 60,6 млрд евро до 2030 года. «Самые передовые российские компании уже давно оценили свой углеродный след и поняли, что необходимо сделать следующий шаг – синхронизироваться с Парижским соглашением и европейской «Зеленой сделкой», чтобы снизить риски для своих поставок», – пояснил Алексей Шадрин.

Пока российским бизнесом заявлены довольно скромные планы. Так, например, «Полиметалл» поставил задачу снизить к 2023 году удельные выбросы парниковых газов на 5% по отношению к 2018 году. «Газпром» назвал целевым показателем 4-процентное снижение выбросов при транспортировке природного газа к 2024 году. НОВАТЭК рассчитывает к 2030 году на 6% снизить удельные выбросы в сегменте добычи и на 5% – при производстве сжиженного природного газа.

Группа НЛМК сократила уровень эмиссии СО2 с 2,04 т на тонну стали в 2015 году до 1,98 в 2019 году (на 3%) и ставит цель дальнейшего сокращения до 1,91 т (еще на 3,5%) к 2023 году. Добиться выполнения этой задачи планируется, в частности, за счет строительства электростанции, которая будет работать на газах от металлургического производства и позволит комбинату в Липецке сократить выбросы СО2 на 650 тыс. т в год, а также внедрения новых технологий обогащения руды, что приведет к снижению эмиссии СО2 дополнительно на 800 тыс. т в год.

А «Сибур» в своей стратегии в области устойчивого развития до 2025 года ставит цель увеличить объем «зеленой» электроэнергии в энергобалансе компании в 5 раз по отношению к 2019 году. Компания планирует нарастить потребление чистой электроэнергии как за счет собственной генерации, так и за счет прямых договоров с поставщиками. Планируется также снизить удельный показатель выбросов парниковых газов по сравнению с 2018 годом на 5% в сегменте газопереработки и на 15% в сегменте нефтехимии.

Одним из примеров изменения в подходах российского бизнеса к климатической проблеме Алексей Шадрин называет «Газпром нефть»: компания начинает внедрять солнечную энергетику, что еще несколько лет назад было немыслимо. «За такими лидерами, как En+ и ЛУКОЙЛ, должны последовать и остальные, – считает эксперт. – Пока мы вынуждены догонять, равняясь на лучшие зарубежные и внутренние образцы».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Анастасия Башкатова

Насущный вопрос бизнеса: где брать рабочие руки и ресурсы для инвестиций?

0
2923
Против "Грузинской мечты" выступили все президенты Грузии

Против "Грузинской мечты" выступили все президенты Грузии

Игорь Селезнёв

На сторону оппозиции переходит крупный бизнес

0
4385
Константин Ремчуков. Си усиливает «китаизацию и осовременивание» марксизма и разрешает иностранцам владеть больницами

Константин Ремчуков. Си усиливает «китаизацию и осовременивание» марксизма и разрешает иностранцам владеть больницами

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 02.12.24.

0
3518
Производство вооружений опять приносит прибыль

Производство вооружений опять приносит прибыль

Геннадий Петров

Согласно исследованию SIPRI, бизнес приспособился к миру с широкомасштабными войнами

0
2332

Другие новости