0
2296
Газета Экономика Печатная версия

28.06.2022 20:27:00

Автовладельцы ищут помощи в гаражах

Дорожает все: и запчасти, и услуги ремонта, и страховка

Тэги: автомобиль, обслуживание, ремонт, автозапчасти, сервисные центры, частные гаражи

On-Line версия

автомобиль, обслуживание, ремонт, автозапчасти, сервисные центры, частные гаражи Автолюбители пытаются выбрать наиболее экономный вариант ремонта своих машин. Фото Александра Никонова/PhotoXPress.ru

Рост цен на автозапчасти вынуждает россиян искать более экономные варианты обслуживания автомобилей. Судя по данным холдинга «Ромир», начался переток клиентов из официальных сервисных центров, поднявших цены, по экспертным данным, примерно на 20–25%, в гаражи: одни пытаются чинить самостоятельно, другие обращаются к мастерам-частникам. Это сопровождается скачком спроса на закупку дорожающих автозапчастей именно через интернет. Ведь даже и на официальные станции техобслуживания (СТО) все чаще автовладельцы вынуждены приезжать со своими запчастями. Еще одной растущей статьей расходов становится ОСАГО.

Количество автовладельцев, которые самостоятельно ремонтируют или обслуживают свой автомобиль у частных мастеров в гаражах, выросло. Об этом сообщил исследовательский холдинг «Ромир».

Так, по его данным, доля автовладельцев, которые отказались от услуг официальных автодилерских центров в пользу гаражей, увеличилась с 28% в августе 2021-го до 31% в мае 2022-го. Одновременно с этим доля тех, кто пользуется услугами именно официальных сервисных центров, сократилась с 39 до 36%. У неофициальных дилеров все еще проходят ремонт 33% автовладельцев. Перевес пока на стороне официальных СТО, однако он сокращается.

Также клиенты СТО «стали чаще привозить с собой запчасти для проведения запланированных работ», особенно это отмечается среди владельцев японских марок, сообщает «Ромир».

При этом наиболее популярным вариантом для покупки остается заказ деталей через интернет. Частота покупок через онлайн-каналы в первом квартале текущего года выросла на 46% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, а продажи через офлайн-каналы снизились на 6%, уточнили в холдинге.

В мае-июне автолюбители приобрели более чем в три раза больше автозапчастей, чем годом ранее за те же месяцы, привели «НГ» свои данные в пресс-службе Ozon. Самыми востребованными «стали запчасти для рулевого управления, подвески и кузовные детали».

«Средний чек в категории автозапчастей на Ozon вырос мае-июне на 24% за год. Это связано с увеличением среднего количества позиций в заказе. Покупатели стали приходить на маркетплейс для заказа комплекта автозапчастей для техобслуживания (ТО) или нескольких деталей для ремонта целого узла автомобиля», – пояснили в пресс-службе.

Отраслевые эксперты ожидают, что в целом спрос на автозапчасти будет расти и дальше. «На фоне сужения рынка новых авто и переориентации на сегмент авто с пробегом срок эксплуатации автомобилей, а соответственно, и спрос на запчасти и обслуживание только продолжит расти», – сообщили «НГ» в пресс-службе «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие»).

«Прогноз продаж новых автомобилей на текущий год составляет 500–650 тыс. единиц. Парк автомобилей будет стареть, клиенты вынуждены будут чаще прибегать к профилактическим и текущим ремонтам», – сказал «НГ» директор по сервисному обслуживанию «Автодом Алтуфьево» Роман Тимашов.

При этом стоимость автозапчастей уже выросла в стране значительно. Как сообщал в середине июня Российский союз автостраховщиков (РСА), стоимость «корзины часто бьющихся запчастей», рассчитываемая по новым справочникам запчастей, выросла по сравнению с предыдущей – мартовской – версией справочников почти на 30%.

Опрошенные эксперты отмечают, что в ряде случаев рост цен был еще выше. «Подорожание запчастей в мае-июне составило от 10 до 80% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Детали группы ТО (фильтры, масла) подорожали на 50%, кузовные запчасти поднялись в цене еще больше», – сообщил Тимашов.

А новые модели автомобилей, на которые не сформировано предложение по неоригинальным запчастям, могут иметь, по словам эксперта, уже кратный рост цен на отдельные позиции (фары, стекла). Тимашов привел пример: так называемое «малое ТО» в прошлом году «стоило 15 тыс. руб., а в этом – 25 тыс. руб.». Удорожание уже более чем в полтора раза.

«Сильнее всего увеличились в цене ходовые навесные детали: их как «расходку» чаще меняют из-за ДТП. Быстрее остальных позиций дорожают бамперы, фары, передние крылья, капоты, двери и решетки радиатора, – перечислили изданию в «Открытии Авто». – На фоне проблем с логистикой и санкций остатки на складах будут дорожать дальше. Тем более что на них есть стабильный спрос».

Эксперты «Открытия Авто» тоже подтвердили «НГ», что больше всего не повезло владельцам дорогих и новых машин: «На них мало неоригинальных деталей. Особенно это касается сложных узлов вроде электроники. Многое из прейскуранта таких автомобилей можно назвать эксклюзивом, так как некоторые запчасти делает только завод-изготовитель. Под ударом также оказались владельцы ушедших с рынка или малочисленных марок».

Добавим к этому, что, например, шины для легковых автомобилей, по данным Росстата, в мае в среднем по стране подорожали примерно на 60% по сравнению с тем же месяцем 2021 года.

Повышение стоимости запчастей и расходных материалов привело к росту цен и на сервисные услуги как у официальных дилеров, так и на неаккредитованных СТО, отметили также в «Открытии», уточнив, что, по их оценкам, «средний чек вырос и у официальных дилеров, и в частных СТО на 20–25%».

Отраслевые эксперты соглашаются: можно говорить о начале перетока клиентов из сервисных центров к частникам.

Тимашов перечислил тренды для СТО в новых условиях: сервисы станут мультибрендовыми или специализированными по видам ремонта; будет востребован ремонт агрегатов вместо замены; увеличится объем использования неоригинальных запчастей; произойдет переток клиентов между СТО (официальный дилер – альтернативные СТО – гараж – самостоятельный ремонт).

«Автовладельцы действительно чаще стали пользоваться услугами гаражного ремонта. В текущих условиях будут востребованы жестяные работы, услуги по восстановлению деталей и различные «авторазборки», – сообщили в «Открытии Авто».

Гаражный ремонт существовал всегда параллельно с «официальным». «Другое дело, что повышенного спроса на услуги частников раньше не было», – продолжили в компании. А это значит, что в первую очередь может пострадать бизнес у дилеров, так как в условиях, когда продажи падают, именно сервис позволяет дилеру оставаться рентабельным и продолжать оказывать услуги.

В то же время эксперты компании не ожидают, что автолюбители именно массово будут уходить в гаражи, ведь у автодилеров есть ряд проверенных инструментов удержания клиентов: дифференцированное ценообразование, специализированное программное обеспечение для настройки, программы лояльности и гарантия, которая, как обещают, останется даже если те или иные автомобильные марки уйдут из страны совсем.

Судя по оценкам руководителя департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при правительстве Александра Цыганова, на фоне проблем с логистикой и ажиотажа есть прецеденты роста цен на некоторые автозапчасти даже в два–три раза, что и побуждает искать их самостоятельно и пользоваться услугами «гаражных» умельцев. Но также, по его словам, есть факторы, сдерживающие этот процесс: желание остаться на гарантии или следовать условиям кредитного договора, опасения по поводу качества ремонта и ответственности за него.

 Наконец, еще одна тенденция: рост цен на автозапчасти сказывается на тарифах ОСАГО. Центробанк (ЦБ) предложил расширить коридор базового тарифа для большинства категорий автовладельцев на 26% вверх и вниз. Как поясняется, это позволит страховщикам удерживать цены для аккуратных водителей за счет повышения стоимости страховки для аварийных.

Для легковых автомобилей граждан базовая ставка тарифа по ОСАГО будет устанавливаться страховщиками индивидуально для каждого водителя в диапазоне 1646–7535 руб.

На вторник, 28 июня, как раз было запланировано окончание общественного обсуждения проекта ЦБ по новым тарифам.

Ранее директор по развитию автомобильного портала «Дром» Антон Серков сообщал агентству «Прайм», что если средняя стоимость полиса ОСАГО для физических лиц по состоянию на март 2022 года составляла около 5,8 тыс. руб., то теперь можно будет ожидать удорожания полиса в среднем примерно до 7,3 тыс. руб. и даже более.

Директор дирекции розничного бизнеса компании «Ингосстрах» Виталий Княгиничев, ссылаясь на данные РСА, сообщил, что в мае средняя премия по ОСАГО выросла на 7%, при этом средняя выплата увеличилась на 13%. И в мае она составила уже почти 75 тыс. руб.

Как поясняли в РСА, эти выплаты осуществляются по справочникам средней стоимости, введенным в действие 19 марта 2022 года, «в которых фактически не отражен резкий рост стоимости запчастей и проблемы с их логистикой».

Так что, по словам Княгиничева, «пока рост тарифа не компенсирует роста средней выплаты». Но, по его словам, «дальнейший рост произойдет, если ЦБ утвердит расширение тарифного коридора».

Однако в пресс-службе Центробанка «НГ» пояснили: «Важно отметить, что такой шаг не означает повышение стоимости ОСАГО на 26%. Ранее Банк России уже расширял тарифный коридор ОСАГО для большей индивидуализации тарифа, чтобы каждый водитель платил за страховку с учетом характеристик, отражающих именно его уровень риска. Так, в сентябре 2020 года тарифный коридор расширился на 10% в обе стороны. В результате средняя премия по ОСАГО в 2021 году увеличилась на 1,85% по сравнению с 2020 годом». 

Как пояснил Цыганов, в отношении ОСАГО вероятно увеличение тарифного коридора, «что даст большую вариативность в установлении тарифов как в сторону увеличения, так и снижения для низкоаварийных водителей, в которых заинтересованы страховщики».



Читайте также


Россия и Европа начали мучительный "газовый развод"

Россия и Европа начали мучительный "газовый развод"

Анатолий Комраков

Москва грозит радикально сократить поставки по "Северному потоку"

0
4713
Где псу и коту жить хорошо

Где псу и коту жить хорошо

Грегор Шпицен

Сравниваем уровень жизни и обслуживания домашних питомцев в России и Германии

0
4182
В России сохранится золотое дно дорожного ремонта

В России сохранится золотое дно дорожного ремонта

Анатолий Комраков

Движение к нормативному качеству магистралей обойдется в 13 триллионов рублей

0
4805
Что модернизация, что погибель

Что модернизация, что погибель

Александр Иванин

Удивительные приключения боевых кораблей в ремонтных доках

0
5454

Другие новости