0
7419
Газета Экономика Печатная версия

12.10.2022 20:38:00

Новый бюджет отличается и жесткостью, и нереалистичностью

Депутаты и эксперты критикуют план Министерства финансов

Тэги: госдума, бюджет, проект, минфин, критика

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

On-Line версия

госдума, бюджет, проект, минфин, критика В Госдуме обсуждают проект бюджета-2023. Фото с сайта www.duma.gov.ru

По мере знакомства с деталями финансового плана правительства на 2023 год усиливается критика этого проекта. Самые частые претензии – сокращение бюджетного финансирования по ряду направлений при сохранении старой консервативной конструкции в условиях меняющейся реальности. Депутаты не понимают, почему бюджет-2023 предполагает снижение затрат на оборону страны в условиях проведения спецоперации. А представители бизнеса и вовсе называют новый документ этаким «планом благих намерений, необязательных для исполнения».

Номинальный уровень федеральных расходов планируется сохранять на уровне 29 трлн руб. в течение ближайших трех лет. При этом в реальном выражении бюджетное финансирование будет, естественно, сокращаться. При этом по многим направлениям федеральные расходы будут сокращаться больше, чем ожидаемый уровень роста цен. На сокращение бюджетных трат в области культуры, в частности, обратила внимание в среду министр культуры Ольга Любимова. «Формирование федерального бюджета на 2023–2025 годы осуществлялось с учетом сокращения на 10% бюджетных ассигнований в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета, за исключением нормативно-обусловленных расходов», – сообщила она на заседании думского комитета по культуре. Так, сокращается объем ассигнований на федеральные проекты «Сохранение культурного и исторического наследия», «Развитие культурного диалога», «Пушкинская карта», «Творческие люди», «Цифровая культура» и комплексные мероприятия по обеспечению деятельности системы управления в сфере культуры, перечисляет министр.

Тем не менее, продолжает глава Минкульта, объемы финансирования на культуру в проекте федерального бюджета увеличены в 2023 году на 6,5 млрд руб., в 2024-м – на 6,1 млрд руб. по сравнению с заложенными ранее средствами. Однако в 2025 году расходы будут уменьшены на 2,2 млрд руб.

Всего же на реализацию госпрограммы «Развитие культуры» проектом бюджета предусмотрены траты в объеме 509,5 млрд руб. На финансирование федеральной программы «Пушкинская карта» в бюджете РФ на 2023 год заложено 16 млрд руб., таким образом финансирование оставлено на уровне 2022 года. Вместе с тем финансирование федерального проекта «Сохранение культурного и исторического наследия» в бюджете уменьшено на 19,3% в связи с переносом расходов капитального характера из федерального проекта «Сохранение культурного и исторического наследия» в федеральный проект «Развитие инфраструктуры в сфере культуры» в общей сумме 2,1 млрд руб.

Ранее проект бюджета-2023 обсудили на заседании думского комитета по физической культуре и спорту. Участники заседания рекомендовали принять документ в первом чтении, но ко второму – «внести изменения и дополнительное финансирование».

Пока что основной финдокумент предполагает сокращение трат на физкультуру и спорт. Так, В 2024 году бюджет госпрограммы по развитию физкультуры и спорта сократится и составит 57 млрд руб., в 2025-м – 48,719 млрд. Расходы на федеральный проект «Развитие спорта высших достижений» сократятся с запланированного ранее значения в 9,9 млрд руб. до 5,8 млрд в 2023 году, 3,1 млрд – в 2024 году (сократятся на 96,4 млн в сравнении с плановым значением) и 3,387 млрд – в 2025-м (сократятся на 96,4 млн). В целом расходы федерального бюджета на физическую культуру и спорт в 2023 году уменьшатся на 21,6 млрд руб. и составят 67,9 млрд руб. В плановый период 2024 и 2025 годов расходы должны составить 62,2 млрд руб. и 53,8 млрд руб. соответственно.

«Мы понимаем, что бюджет Минспорта секвестируется. Наша задача, как депутатов Госдумы, – понять причину проблемной ситуации. Мы хотим четко понять, как выполнять задачи, которые ставятся руководством страны», – заявлял глава комитета по физкультуре и спорту Дмитрий Свищев. «Физкультура и спорт в процентном отношении потеряли больше всех других отраслей. И сегодня доля нашей отрасли составляет всего 0,05% от ВВП. Эта доля имеет тенденцию к уменьшению к 2025 году», – добавил он.

Члены думского комитета по энергетике обращали внимание на запланированное уменьшение финансирования по федеральному проекту «Развитие рынка природного газа как моторного топлива» и по федеральному проекту «Электроавтомобиль и водородный транспорт». Тем не менее комитет также рекомендовал Госдуме принять документ в первом чтении.

В то же время отмечается сохраняющаяся социальная направленность нового бюджета. В частности, директор департамента бюджетной политики в сфере труда и социальной защиты Минфина Курбан Курбанов в среду на заседании думского комитета отметил, что рост расходов на поддержку семей с детьми в рамках так называемого «детского бюджета» в 2023 году по сравнению с прошлым годом составит 55% – 955 млрд руб. Впервые его сформировали в 2016 году, тогда он достиг 556 млрд. В этом году бюджет составил 1,7 трлн руб. Кроме того, 300 млрд руб.й за три года пойдет на программу улучшения жилищных условий семей с детьми. Всего в 2023 году увеличение расходов на социальную политику составит 1,58 трлн руб.

Также в 2023 году будет проиндексирован маткапитал на первого ребенка, он составит почти 590 тыс. руб. А если семья не получала материнский капитал на первого ребенка, то на второго он составит 780 тыс. руб., рассказал Курбанов. Индексация пособия, по его словам, произойдет с 1 января 2023 года. Чиновники также указывают, что с января будущего года начнется выплата универсальных пособий, и за три года на такую поддержку нуждающихся семей с детьми будет израсходовано свыше 3,5 трлн руб.

В думском комитете по обороне посчитали траты по разделу «Национальная оборона» достаточными и отвечающими в полной мере запросам Минобороны, включая потребности специальной военной операции (СВО). «Выделяемые объемы бюджетных ассигнований позволят обеспечить реализацию основных стратегических целей для развития Вооруженных сил РФ и отвечают в полном объеме всем запросам Минобороны, включая потребности СВО», – подчеркивал глава комитета Андрей Картаполов. Председатель думского комитета по обороне сообщил, что проектом бюджета по разделу «Нацоборона» в 2023 году предусмотрено выделение 4,98 трлн руб., в 2024-м – 4,46 трлн, в 2025-м – 4,2 трлн.

Ранее председатель комитета по безопасности Василий Пискарев заявлял, что проект бюджета «полностью учитывает предполагаемые затраты и, что очень важно, предусматривает возможность индексации денежного довольствия, пенсий и пособий, а также иные меры поддержки сотрудников правоохранительных органов». Как отмечается в заключении комитета, доля расходов по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» в общем объеме бюджетных трат в 2023 году по сравнению с 2022 годом увеличится с 10,1 до 15,2%, а в 2024 и 2025 годах составит 15,1% и 15,6% соответственно. Всего по этому разделу в 2023 году планируется потратить 4,42 трлн руб., в 2024-м – 4,33 трлн, в 2025-м – 4,34 трлн. По мнению комитета, эти изменения «соответствуют общим подходам и принципам бюджетной политики, адекватны сложившейся в соответствующих сферах деятельности ситуации».

В целом, констатировал глава думского комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков, «бюджет формировался в ситуации политической и экономической нестабильности, поэтому основными направлениями расходных обязательств государства стали социальная поддержка населения, национальная оборона, национальная безопасность и национальная экономика».

По мере обсуждения основного финдокумента ширится и его критика. Так, депутат Госдумы Михаил Делягин обращал внимание на сокращение расходов на Вооруженные силы России в следующем году почти на 30%. «Читаю бюджет РФ на 2023 год и чувствую себя в параллельном измерении. Общие расходы на национальную оборону чуть-чуть растут. А вот расходы на Вооруженные силы РФ сокращаются с 3,6 трлн руб. в текущем году до 2,5 трлн руб. в следующем. Страна ведет боевые действия, а расходы на армию сокращаются почти на треть», – отмечал он. При этом статья «Прочие расходы» в бюджете, наоборот, существенно возросла – с 0,5 трлн руб. до 1,9 трлн. Делягин считает, что в бюджет повторяет то, что было раньше, только «в новых для господина Силуанова условиях, мало знакомых и плохо понятных».

Проект основного финансового документа страны реальности не отражает, добавляет депутат Госдумы Оксана Дмитриева. «Такое впечатление, что он готовился не во время проведения СВО, а в спокойные времена. Расходы на оборону в нем запланированы такие же, как и в текущем годы, увеличены только расходы по разделу «Национальная безопасность». Расходы на содержание вооруженных сил вообще меньше, чем в текущем году. Совсем нет увеличения расходов на мобилизационную подготовку людей и мобилизацию экономики», – отмечает она. 

«Такое впечатление, что финансовый блок правительства не знает о том, что происходит в стране. О том, что проходит частичная мобилизация, а военкоматы с их устаревшими компьютерами требуют нового оснащения. Не знают о том, что армии нужны дополнительные бронежилеты, форма, теплые вещи, медикаменты и коптеры. Создается впечатление, что авторы бюджета живут в какой-то другой реальности», – продолжает Дмитриева. По ее мнению, бюджет-2023 остается инерционным. «Они считают, что нефтегазовые доходы надо складировать, и это их единственная идея и больше никаких не появилось», – резюмирует депутат.

На несовершенства бюджета-2023 обращают внимание и эксперты Общественной палаты в ходе своих нулевых слушаний документа. В первую очередь общественников не устраивает «чрезмерно консервативный» прогноз Минфина по нефтегазовым доходам. Они считают его заниженным и требующим пересмотра. В «Деловой России» также отмечают, что документе Минфина «традиционно занижаются доходы», что впоследствии позволяет исполнительной власти «практически неконтролируемо их расходовать». Член генерального совета «Деловой России» Кирилл Никитин в ходе своего выступления в среду на нулевых слушаниях бюджета в ОП отметил, что из года в год не меняются подходы к налоговой политике. К примеру, указал он, из документа об основных направлениях бюджетной, налоговой и тарифной политики ничего не указывало на дефошоризацию, тем не менее она была объявлена. По его мнению, отсутствие в основном финансовом документе внятной налоговой политики делает проект бюджета этаким «планом благих намерений», которые необязательны для исполнения. Кроме того, Никитин обратил внимание на рост налоговой нагрузки для бизнеса в проекте финдокумента.

Об «инерционности расходования средств» говорит и профессор Финансового университета Светлана Солянникова. Она указывает, что в новом бюджете возрастает доля нераспределенных налоговых доходов. «Почти 1 трлн руб. налоговых расходов не распределен по госпрограммам. То есть принцип расходования средств не меняется», – отметила она на слушаниях в ОП. По ее мнению, это может привести к консервации стабильных, но низких темпов экономического роста и невозможности решения задач стратегического развития нашего общества и экономики в долгосрочной перспективе.



Читайте также


Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Ольга Соловьева

Путин поставил перед кабинетом министров задачи на 2026 год

0
829
Ирак боится появления в небе израильских самолетов

Ирак боится появления в небе израильских самолетов

Игорь Субботин

Шиитские группировки обсуждают с Багдадом разоружение

0
690
"Талибану" пытаются противопоставить "Национальное единство"

"Талибану" пытаются противопоставить "Национальное единство"

Андрей Серенко

Первая очная встреча участников нового афганского политпроекта планируется в Турции

0
837
Белорусской экономике предсказывают замедление

Белорусской экономике предсказывают замедление

Дмитрий Тараторин

Избранная Лукашенко модель развития подвергается критике

0
900