0
2338
Газета Экономика Печатная версия

25.11.2024 20:02:00

В России будет расширена сеть университетских кампусов

Правительство планирует привлекать молодежь в научные кластеры

Тэги: нацпроекты, наука и университеты, инженерные кадры, подготовка, мгти, унивеситетский кампус, квантум парк


нацпроекты, наука и университеты, инженерные кадры, подготовка, мгти, унивеситетский кампус, квантум парк Техническое оснащение «Квантум парка» обещают завершить в 2026 году. Фото агентства «Москва»

В ближайшие пять лет России понадобится еще как минимум полтора миллиона инженеров. Подготовка квалифицированных специалистов становится одной из важнейших задач для российских властей. В понедельник на оперативном совещании с вице-премьерами глава кабмина Михаил Мишустин сообщил о выделении 1,5 млрд руб. на оснащение кластера при Московском государственном техническом университете (МГТУ) им. Баумана. Всего же по стране планируется организовать 17 университетских кластеров, главная задача которых стать центрами притяжения талантливой молодежи.

На совещании Михаил Мишутин напомнил, что сам кампус при МГТИ им. Баумана был открыт еще в сентябре. Ядром кампуса является «Квантум парк», где расположены междисциплинарные лаборатории квантовых, фотонных, флюидных технологий. «Для оснащения этого кластера выделим более 1,5 млрд руб. Средства поступят уже в текущем году и будут направлены на авансирование необходимого материально-технического обеспечения, включая оборудование, монтажные и пусконаладочные работы, аттестацию чистых производственных помещений», – сообщил глава правительства.

Власти рассчитывают, что создаваемый «Квантум парк» станет центром притяжения для талантливой молодежи, а также точкой приложения сил лучших исследователей. Техническое оснащение кластера обещают закончить в 2026 году. Работа идет в рамках национального проекта «Наука и университеты».

«Квантум парк» – не единственный такой центр. В рамках нацпроекта «Наука и университеты» новые университетские кампусы возводятся по всей стране. Начиная с 2021 года реализуется проект по созданию 25 современных университетских кампусов к 2030 году. Первый конкурс по отбору заявок прошел в 2021 году. Из 27 заявок были выбраны 8 лучших: Нижний Новгород, Уфа, Екатеринбург, Калининград, Челябинск, Москва, Новосибирск и Томск. В 2022 году было отобрано еще 9 новых проектов: Самара, федеральная территория «Сириус», Пермь, Южно-Сахалинск, Иваново, Архангельск, Тюмень, Хабаровск, Великий Новгород. Сейчас проектируется и строится 17 кампусов. Общая стоимость работ по их созданию составляет 500 млрд руб.

Минобрнауки сообщало, что в 17 новых кампусах будет создано более 400 новых лабораторий, почти 150 объектов инфраструктуры. Будет запущено более 300 новых образовательных программ.

В начале февраля этого года образовательные центры были открыты в университетах Уфы, Москвы, Альметьевска и Когалыма.

В Альметьевске на базе Альметьевского государственного нефтяного института открылась Высшая школа нефти. Общая площадь введенных объектов составляет – 109 тыс. кв. м, более 20 тыс. кв. м из которых – студенческие общежития, еще 50 тыс. кв. м – лабораторно-исследовательские и учебно-лабораторные корпуса. Среди новых объектов также спортивный центр и жилой квартал с детским садом.

В Когалыме образовательный центр открылся в качестве филиала Пермского национального исследовательского политехнического университета. В филиале студентов обучают по направлениям «Нефтегазовая техника и технология», «Нефтегазовое дело» и «Геология». В Уфе кампус создается сразу для трех башкирских вузов: Уфимского университета науки и технологий, Уфимского государственного нефтяного технического университета и Башкирского государственного медицинского университета. На территории кампуса работает свыше 20 научных лабораторий.

Российские власти стремятся выстроить профессиональную подготовку кадров так, чтобы вузы, колледжи и техникумы выпускали специалистов, которые бы максимально отвечали потребностям экономики.

На прошлой неделе глава правительства сообщал, что в целом за последние пять лет только на два нацпроекта «Образование» и «Наука и университеты» из бюджета было направлено 1,3 трлн руб. Для подготовки требуемых экономике кадров реализуются такие проекты как «Профессионалитет», «Передовые инженерные школы», «Приоритет-2030».

Усилия чиновников обоснованы: дефицит политехнических кадров оценивают в 600 тыс. человек. Сейчас в инженерной сфере заняты около 10 млн человек. В конце октября премьер-министр Михаил Мишустин заявил, что обрабатывающему сектору в ближайшие пять лет понадобятся 1,5 млн технических специалистов.

Институт статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики (ВШЭ) отчитывался о том, что в 2023 году на обучение по инженерно-техническим программам было принято свыше 409 тыс. студентов, или почти треть общего приема. И показатели приема увеличиваются. В 2021 году прирост к уровню предыдущего года составил 4,5%, в 2022-м – 8,5%, в 2023-м – 5,7%.

На начало 2023/24 учебного года инженерное дело, технологии и технические науки осваивали свыше 1,3 млн человек, или почти треть обучающихся по всем программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, что стало максимальным за последние девять лет приростом, продолжали в ВШЭ.

Однако показатели выпуска технических специалистов пока только снижаются. В расчете на 10 тыс. занятых в экономике выпуск инженерных кадров за период 2013–2022 годов снизился с 43 до 33 человек. «Вузы увеличивают количество бюджетных мест по инженерно-техническим специальностям. Правительство выделяет гранты, финансирует проекты, связанные с подготовкой инженерно-технических кадров. Но на рынке труда пока наблюдается серьезный дефицит по большинству направлений инженерно-технического, естественно-научного направления», – говорит доцент РЭУ им. Плеханова Людмила Иванова-Швец. По ее мнению, выпускники технических вузов не всегда стремятся работать по специальности. «По результатам нашего исследования, выпускник инженерно-технического направления, окончив обучение и работая не по специальности, гораздо быстрее строит карьеру, и через 5–7 лет его зарплата в три-пять раз выше, чем у тех, кто остается в профессии», – говорит эксперт, подчеркивая, что сейчас ситуация постепенно меняется.

Старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования Президентской академии (РАНХиГС) Борис Илюхин считает, что совершенствование лабораторной базы и строительство новых кампусов – это правильные и необходимые действия. Однако также необходимо выстраивать для молодых людей сквозную траекторию – школа–вуз–работодатель. «Большая доля ребят после окончания вуза не устраивается работать по специальности. Во многом это происходит из-за отсутствия должных связей между работодателями и вузами», – говорит он. «У многих школьников смещаются приоритеты в сторону скорейшего получения профессии и выхода на рынок труда, где предлагается вполне достойная заработная плата – зачастую больше, чем у инженеров на производстве. Поэтому ориентация молодежи на работу в секторе науки и исследований – не менее важная задача, чем создание условий для их подготовки», – подчеркивает Илюхин. Он считает, что этого можно добиваться не только заработной платой.

Дефицит кадров, особенно в инженерно-технической сфере, по-прежнему сохраняется, соглашается аналитик Института комплексных стратегических исследований Елена Киселева. И, по ее мнению, эту задачу невозможно быстро решить после длительного отставания в области подготовки таких специалистов.

Развитие инфраструктуры для образовательных кадров было не единственной темой оперативного совещания в понедельник. Также правительство РФ утвердило план по развитию индустрии детских товаров. «Подготовлено распоряжение правительства, которым утверждаем новую «дорожную карту» по детским товарам на следующие шесть лет. Она направлена на системное расширение инфраструктуры, обеспечивающей выпуск необходимой продукции для малышей и подростков, в том числе для обучения и воспитания», – рассказал Мишустин.

Власти обещают проводить мониторинг состояния отрасли в регионах, а Минпромторг будет ежегодно отчитываться о работе по развитию индустрии. Чиновники ставят цель по доведению доли отечественных товаров для детей на внутреннем рынке до 50% к 2030 году, а объем производства непродовольственных товаров к этому сроку должен превысить 982 млрд руб.

Еще один вопрос – помощь гражданам, которые находятся в сложной финансовой ситуации. Одна из форм поддержки государства для них – социальный контракт.

«Благодаря ему можно пройти переобучение, повысить квалификацию, чтобы затем найти работу, а также получить единовременную выплату до 350 тыс. руб. на открытие своего собственного дела или до 200 тыс. руб. для развития личного подсобного хозяйства», – уточнил глава кабмина.

Правительство на эти цели дополнительно направит регионам более 650 млн руб. Уточняется, что необходимость дополнительного финансирования связана с высокой востребованностью такого инструмента поддержки в регионах. С помощью выделенных средств будет дополнительно обеспечено не менее 2,5 тыс. социальных контрактов. 


Читайте также


Наука ждет новых героев

Наука ждет новых героев

Владимир Полканов

Абитуриентам помогают в выборе будущей специальности

0
7552
Новосибирские физматовцы следят за дыханием

Новосибирские физматовцы следят за дыханием

Владимир Полканов

Чему учат старшеклассников вузовские профессора

0
5806
Школа юных дарований

Школа юных дарований

Владимир Полканов

В специализированных центрах при университетах детей готовят к научной карьере

0
5763
Ставропольские школьники ставят опыты на автомобилях

Ставропольские школьники ставят опыты на автомобилях

Владимир Полканов

Юных исследователей обучают преподаватели Северо-Кавказского федерального университета

0
7054

Другие новости