0
4
Газета Экономика Печатная версия

26.11.2025 21:03:00

Россияне охладели к водке

Трезвенником себя считает каждый второй молодой житель страны

Тэги: соцопрос, рост числа трезвенников в рф, потребление алкоголя


Социологи фиксируют заметный рост числа трезвенников в России. За последние 10 лет доля непьющих россиян выросла в 1,5 раза и достигла сегодня 44%. Среди молодежи непьющими оказывается каждый второй. А пьющий знакомый есть только у каждого четвертого в возрасте до 30 лет, следует из опроса фонда «Общественное мнение» (ФОМ). Следом за снижением спроса сокращается и официальное производство алкоголя. Эксперты предлагают несколько объяснений: высокие розничные цены, которые толкают потребителей на серый алкогольный рынок, а также общий тренд на здоровый образ жизни.

223-4-1-650.jpg
Распределение ответов на вопрос о том, как в последние два-три года изменилось
употребление алкогольных напитков.  Источник: ФОМ


























За последние годы значительно увеличилась доля россиян, которые не потребляют никаких алкогольных напитков. Так, совсем не употребляют алкоголь 44% россиян, при этом каждый четвертый пьет спиртное лишь несколько раз в год. В разрезе возрастных групп самыми непьющими сегодня оказываются россияне в возрасте 18–30 лет и граждане старше 60 лет. В обеих этих группах совсем не употребляет алкоголь каждый второй респондент.

В 2020 году соотношение непьющих и малопьющих было практически одинаковым: 32% и 37% соответственно. При этом 10 лет назад трезвенниками себя считали 28% опрошенных, а малопьющими – 40%.

За последние 10 лет в два раза снизилась доля любителей водки. В 2014 году 27% опрошенных называли ее в качестве любимого спиртного напитка против 12% сегодня. Снизилась и доля любителей пива: с 23% в 2014-м до 19% сегодня.

Только 17% россиян сегодня считают, что за последние два-три года в их местности люди стали больше употреблять алкогольные напитки, следует из опроса ФОМ. Это почти в два раза меньше, чем 10 лет назад. Тогда каждый третий опрошенный отмечал рост потребления спиртного в своем окружении. В два раза выросла и доля тех, кто считает, что потребление алкоголя снижается: с 10% в 2014 году до 21% в 2025-м.

Две трети россиян знают людей в своем окружении, которые полностью воздерживаются от алкоголя при любых обстоятельствах. И только у каждого третьего россиянина таких знакомых вообще нет. При этом в возрастных группах 18–30 лет и 31–45 лет ни одного трезвенника не знает уже каждый четвертый.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в прошлогоднем опросе также констатировал существенное сокращение доли употребляющих алкоголь россиян. Сегодня спиртную продукцию употребляют примерно половина опрошенных против 73% в 2004 году, рассказывали социологи ВЦИОМ. Доля вовсе не пьющих россиян, по их данным, увеличилась с 27% в 2004 году до 48% в 2024-м.

Больше всего приверженцев трезвого образа жизни в двух самых младших возрастных группах. Это так называемые зумеры и младшие миллениалы, то есть это молодые люди в возрасте 20–32 лет. Среди них доля непьющих составляет 56 и 61% соответственно. Специалисты ВЦИОМ сделали вывод о «сдвиге в культуре потребления алкоголя» (см. «НГ» от 08.10.24).

Данные Росстата также фиксируют снижение потребления алкоголя в стране. Так, в октябре годовое потребление алкоголя в пересчете на спирт снизилось до 7,74 литра, тогда как в январе 2025 года официальная статистика сообщала о среднем потреблении 8,39 литра.

Розничные продажи алкогольной продукции тоже снижаются. По данным Росалкогольтабакконтроля, за 10 месяцев этого года продажи алкоголя (без пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) снизились в годовом выражении на 10,3%, до 165,2 млн декалитров (дал). Розничные продажи водки сократились на 3,7% до 60,2 млн дал, коньяка – на 9,1% до 10,3 млн дал. Всего спиртных напитков (крепостью выше 9 градусов) было продано 97,3 млн дал, что на 1% меньше, чем годом ранее.

Снижаются и общие продажи вина. В январе–октябре виноградных вин было реализовано 46,2 млн дал, что на 1,4% меньше, чем год назад, шампанских – 15,9 млн дал (на 2,7% меньше). Наибольшее же падение наблюдается на рынке слабоалкогольных напитков: здесь продажи упали в 8 раз, до 1,4 млн дал.

Почти синхронно с продажами падает и производство алкоголя. Так, за 10 месяцев этого года производство водки в стране сократилось на 5,6%, до 60,8 млн дал, коньяка – на 16,5%, до 6,6 млн дал. В целом спиртных напитков (крепостью более 9 градусов) было произведено на 3,7% меньше, чем годом ранее. Падает и выпуск слабого алкоголя – до 1,19 млн дал с 9,34 млн дал годом ранее.

Противоречие наблюдается только в производстве виноградных вин. Несмотря на то что россияне потребляют их все меньше, выпуск вина растет. За 10 месяцев производство тихих вин увеличилось на 10,8%, до 30 млн дал, игристых – на 8,4%, до 14,6 млн дал.

При этом все производство алкогольной продукции (кроме пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) в России в январе–октябре составило 139,5 млн дал, что на 7,8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

С 1 января 2025 года минимальная розничная цена бутылки водки объемом 0,5 л увеличилась с 299 до 349 руб., то есть на 16,7%. Чиновники считают, что повышение цен – это эффективный способ борьбы с нелегальной продукцией. По мнению же ряда экспертов, постоянное повышение акцизов и пошлин, наоборот, ведет к росту розничных цен и уходу части покупателей в тень – к покупкам нелегальной продукции.

При этом оценки доли теневого рынка алкоголя в России разнятся. Центр развития потребительского рынка МГУ в своем обзоре алкогольного рынка за 2023 год оценил долю теневого сегмента в 20% (см. «НГ» от 11.04.24). 



Читайте также


Региональная политика 17-20 ноября в зеркале Telegram

Региональная политика 17-20 ноября в зеркале Telegram

0
285
Около четверти населения говорят об ухудшении материального положения

Около четверти населения говорят об ухудшении материального положения

Ольга Соловьева

Экономическая ситуация исправляется только у каждого тринадцатого жителя России

0
2464
Канцлер, у которого "политика в крови"

Канцлер, у которого "политика в крови"

Олег Никифоров

Опросы общественного мнения демонстрируют скептическое отношение немцев к юбилею Мерца

0
2061
Об основных направлениях информационной политики России

Об основных направлениях информационной политики России

Социология показывает, что госпропаганда почему-то ничего не пропагандирует

0
5273

Другие новости