Цены на российских заправках за год заметно выросли. Фото РИА Новости
Розничные цены на бензин в США упали ниже психологической отметки в 3 долл. за галлон, что стало самым низким уровнем с 2021 года, сообщает американское Министерство энергетики. В США цены на бензин снижаются уже не первый год, а в России они непрерывно растут, причем с заметным опережением общей инфляции. Цены на сырую нефть составляют около половины конечной розничной цены бензина в США. Тогда как в РФ на долю сырой нефти приходится не более 10% конечной цены, напоминают эксперты. При этом доля налогов и сборов в ценах на бензин в РФ достигает 60%.
По данным управления энергетической информации Минэнерго США (EIA), на 1 декабря 2025 года средняя розничная цена на обычный бензин составила 2,98 долл. за галлон (около 3,785 л). С учетом инфляции это самая низкая средняя цена на бензин для американских потребителей с февраля 2021 года. Цены на бензин существенно различаются внутри США. Так, на побережье Мексиканского залива самые низкие цены – 2,55 долл. за галлон. Тогда как на Западном побережье США стоимость галлона топлива превышает 4 долл.
Главная причина снижения цены на бензин в США – падение мировых цен на сырую нефть. Именно цена черного золота является ключевым компонентом в ценообразовании на топливо в США. Сырая нефть составляет половину конечной розничной цены бензина. Для сравнения: на налоги приходится только 17% стоимости, сообщают в EIA. Таким образом, снижение котировок на нефть напрямую влияет на ценники на автозаправках.
Нефть на мировых рынках при этом торгуется вблизи многомесячных минимумов – Brent держится у отметки 63 долл. за баррель. «Основной фактор давления – растущее ожидание избытка предложения на фоне скромного сезонного спроса. Геополитические риски пока не дают рынку рухнуть глубже, но баланс явно смещен в пользу продавцов», – отмечает портфельный управляющий «Альфа-Капитал» Дмитрий Скрябин.
Кроме того, в Штатах цены на топливо традиционно снижаются после окончания летнего сезона. В этом году цены на заправках оставались в целом стабильными. Дополнительным фактором снижения цен стала стагнация спроса на бензин, который отстает от показателей 2024 года, сообщали в EIA.
Ряд аналитиков прогнозируют, что низкие цены на сырую нефть будут и дальше сдерживать розничные цены внутри страны. Так, в JPMorgan Chase указывали, что если ОПЕК не вмешается, чтобы сократить избыток предложения, цена на нефть марки Brent к четвертому кварталу следующего года скорее всего упадет до 50 долл. за баррель. А к концу 2026 года баррель будет стоить около 40 долл. Растущий профицит предложения приведет к тому, что средняя цена на нефть марки Brent составит всего 42 долл. за баррель, а к концу года опустится до 30 долл.
Обратная ценовая ситуация с бензином наблюдается в РФ. В нашей стране розничные цены на бензин не находятся в прямой зависимости от динамики нефтяных котировок на мировом рынке. В РФ розничные цены пока снижаются в пределах статистической погрешности. Так, на последней неделе ноября потребительские цены на бензин в РФ снизились за неделю на скромные 0,26%. При этом с начала года цены на бензин в РФ к 1 декабря увеличились на 11,2%, что более чем вдвое выше общей инфляции за этот период (5,27%). За год автомобильный бензин подорожал на 12,66% при общей годовой инфляции в 6,61%.
На начало декабря средняя стоимость литра бензина по стране составила 64,87 руб. При этом стоимость литра АИ-92 равнялась 61,68 руб., АИ-95 – 66,92 руб., АИ-98 – 88,44 руб. Таким образом, российский бензин дороже американского. В пересчете стоимость автомобильного бензина в РФ на начало декабря составила около 3,23 долл. за галлон. Марки АИ-92 – 3,08 долл. за галлон, АИ-95 – 3,33 долл.
В российской цене бензина существенно выше доля налогов и сборов, напоминают эксперты. «Различные налоги обычно составляют более 60% конечной цены на бензин на заправке. Среди других наиболее значимых расходов можно выделить стоимость нефти, расходы на переработку и затраты на обслуживание АЗС», – рассказывал аналитик «Финам» Сергей Кауфман. В США доля налогов в цене бензина – 17%.
Таким образом, ценообразование бензина в РФ сознательно является квазирыночным.
|
|
Индексы потребительских цен по РФ на конец периода, в % к декабрю 2023 года. Источник: Росстат |
«Во многом это связано с действием демпферного механизма, в рамках которого нефтяники получают деньги из бюджета, когда экспортные цены выше внутренней индикативной цены и, наоборот, осуществляют выплаты в бюджет, когда внутренние цены превышают экспортные. Такой механизм сглаживает динамику цен внутри РФ и защищает от слишком сильных колебаний мировых цен на нефть», – говорил Кауфман. При этом сама по себе себестоимость нефти составляет около 10% от цены на бензоколонке, оценивал ситуацию доцент Новосибирского госуниверситета экономики и управления Эдуард Коложвари.
В последние недели в РФ активно снижаются оптовые цены на бензин. Так, по итогам пятничных торгов биржевые цены 92-го бензина упали по сравнению с 3 декабря на 7% – до 56,7 тыс. руб. за тонну, 95-й также подешевел на 7% – до 67,5 тыс. руб. за тонну. Цены на дизель за неделю также снизились на 7% – до 68,3 тыс. руб. за тонну. Отмечается, что за последние месяцы это уже второй случай резкого снижения цен на бензины на Петербургской бирже. Предыдущее сильное падение было зафиксировано в конце октября.
Эксперты и участники рынка считают, что ограничения на вывоз топлива за рубеж в совокупности с мерами властей по донастройке биржевых торгов привели к снижению цен на бензин как на российских заправках, так и на бирже. «Значимый фактор в динамику вкладывают независимые сети. Работа регуляторов по донастройке оптового биржевого рынка привела к снижению оптовых цен, корректировке предложения и цен на мелкооптовом рынке, выходу маржинальности независимых АЗС из отрицательной зоны и, как следствие, – снижению цен на бензин», – замечал зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев.
По его мнению, действующие запреты на экспорт, с одной стороны, насыщают дополнительно рынок, с другой – перекрыли возможность заработка на серых схемах за счет бюджета. «По сути, ранее субсидируемые через механизм демпфера для внутреннего рынка бензин и дизельное топливо уходили за пределы таможенной территории, а прибыль от этих операций доставалась коммерческим структурам, которые с очень низкой вероятностью направляли ее на развитие топливной инфраструктуры», – объяснил он.
Напомним, правительство РФ продлило до конца года эмбарго на вывоз бензина за рубеж для всех экспортеров, а также ввело запрет на экспорт дизельного и судового топлива и прочих газойлей для непроизводителей (трейдеров, нефтебаз и организаций с производственной мощностью менее 1 млн т топлива в год).
Снижение оптовых цен эксперты и участники рынка связывают в том числе со снижением сезонного спроса и выходом нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) из плановых ремонтов. Текущими причинами, спровоцировавшими падение цен в последние дни, они называют проблемы с отгрузкой биржевых нефтепродуктов на некоторых заводах и выжидательную политику со стороны покупателей.
Кроме того, сказывается и установление биржей границ колебания цены на торгах топливом. Так, с 28 ноября предел роста цен по бензинам, дизтопливу и авиакеросину составляет плюс 0,1%, снижение цены – в пределах 10%. Подобное ограничение дает ценам возможность резко снижаться, но не допускает последующего отскока вверх. Президент Петербургской биржи Игорь Артемьев ранее назвал подобные ограничения «не в полной мере рыночными». Однако текущая ситуация на топливном рынке России, по его словам, требует механизмов государственного регулирования и регулирования торгов топливом.
При этом аналитики не ожидают длительного снижения цен на нефтепродукты на бирже, поскольку впереди закупки топлива в преддверии новогодних праздников.

