От притока работников на заводы зависят перспективы промышленных отраслей.
Фото агентства «Москва»
Дефицит «синих воротничков» в России оценивается более чем в 800 тыс. человек. В частности, отраслям не хватает квалифицированных рабочих, машинистов и сборщиков, следует из обзора «Авито Работы». Несмотря на призывы многих экономистов и профильных чиновников к кадровой мобильности, обеспечить «миграцию» работников, например, из городских офисов на региональные заводы проблематично, да и целесообразность такого маневра сомнительна из-за различий, которые касаются навыков и профессиональных задач. Поэтому эксперты рекомендуют заняться новым перераспределением кадров как раз между смежными, близкими сферами деятельности.
В стране остро не хватает рабочих кадров. «Дефицит «синих воротничков» составляет более 800 тыс. человек. Особенно это касается промышленности, логистики и сельского хозяйства. Без квалифицированных работников эти сферы рискуют столкнуться с угрозами для своей стабильности и развития», – предупредили эксперты «Авито Работы» в новом обзоре, который подводит итоги 2025 года.
Ссылаясь на данные официальной статистики, они сообщили, что сейчас почти половину – примерно 49% – занятого населения РФ в возрасте 15 лет и старше уже составляют «синие воротнички».
С долей 15% преобладают работники сферы обслуживания и торговли. На втором месте машинисты и сборщики (12%), а также квалифицированные рабочие – с долей тоже 12%. На неквалифицированных рабочих приходится примерно 7%, еще около 2% – это квалифицированные работники сельского и лесного хозяйства.
По расчетам авторов обзора, именно представители квалифицированных рабочих специальностей, машинистов и сборщиков – «тот рабочий класс, на который сегодня самый высокий спрос». Кто конкретно имеется в виду?
С опорой на собственную классификацию, а также методологию Росстата авторы пояснили: в категорию «Квалифицированные рабочие» попадают квалифицированные работники промышленности, металлообрабатывающих и отделочных цехов, строительства, транспорта и рабочие родственных занятий; в категорию «Машинисты и сборщики» попадают операторы спецтехники, производственных установок и машин, специалисты железнодорожных, морских и авиаперевозок, водители, сборщики.
В контексте рынка труда, который до сих пор не преодолел дисбалансы, важным решением проблемы становятся «профессиональные перетоки», признали эксперты. Однако, как следует из их обзора, теперь речь идет не о любой кадровой «миграции», затрагивающей совершенно разные отрасли, а в первую очередь о привлечении на предприятия работников из смежных сфер, относительно близких по своим производственным задачам.
К такому выводу исследователи пришли, изучив, как соискатели реагируют на разные вакансии. «Мы наблюдаем тренд на усиление профессиональной мобильности среди представителей рабочих профессий», – сообщили эксперты «Авито Работы».
Выяснилось, что соискатели, рассматривая разные вакансии, вовсе не ограничиваются одной профессией, они откликаются в среднем на три и более варианта, что уже демонстрирует их потенциальную готовность к пусть не кардинальной, но смене специализации в зависимости от предлагаемых условий.
Несколько примеров. В течение января–октября 2025 года на вакансию машиниста спецтехники откликалось примерно 67% тех соискателей, которые также изучали вакансию машиниста; около 46% соискателей, которые рассматривали вакансию крановщика; 33% тех, кто изучал предложения для водителей спецтехники.
На вакансию оператора станка откликалось около 42% соискателей, которые также рассматривали вакансию фрезеровщика; 39% тех, кто изучал предложения для сверловщика; 34% тех, кто искал вакансии для гальваника. Некоторые пересечения профессиональных интересов отмечены также среди тех, кто искал вакансии для техников или, допустим, шлифовщиков.
С учетом этого авторы обзора дали несколько рекомендаций работодателям. Во-первых, указывать в описании вакансий согласие рассмотреть кандидатов со смежным опытом работы. Во-вторых, делать акцент на возможностях профессионального развития и карьерного роста.
Тем более что переток даже между смежными сферами деятельности все равно может потребовать дообучения или переобучения в зависимости от конкретных задач.
Но конечно, потенциальная готовность к смене сферы деятельности еще не означает, что соискатель действительно на практике решится на такой шаг – особенно если он не безработный, а уже где-то трудоустроен и просто мониторит разные предложения на рынке.
|
|
Доля соискателей в %, которые в поиске разных вакансий также откликались на выделенную экспертами ключевую вакансию: машиниста спецтехники, оператора станка, техника или шлифовальщика. То есть 67% тех, кто искал вакансию машиниста, также рассматривали вакансию машиниста спецтехники и т.д. Источник: «Авито Работа» |
«Ключевыми факторами, сдерживающими смену профессии, являются как объективные финансовые и карьерные риски, так и субъективные психологические барьеры, связанные с неуверенностью и страхом перед неизвестным, – добавили авторы обзора. – Преодоление этих препятствий требует тщательного планирования и поддержки со стороны работодателей».
Но опросы также выявили и два главных мотива, способных подтолкнуть работников к карьерным экспериментам. Первый мотив – стремление повысить свой доход, получать более высокую зарплату. Ответ вполне ожидаемый, хотя дальнейшее ускоренное повышение зарплат становится для предприятий все более трудновыполнимой задачей. И официальная статистика, и альтернативные замеры уже фиксируют затухание зарплатного бума в стране, тем более что оно заложено и в прогнозах правительства (см. «НГ» от 30.09.25).
«Рост средних зарплат в третьем квартале 2025 года замедлился практически во всех отраслях – даже в тех, которые показывали наиболее высокие темпы роста: обработка, строительство и недвижимость, финансы», – сообщил, в частности, руководитель Центра финансовой аналитики Сбербанка Михаил Матовников.
При этом второй выявленный опросами «Авито Работы» мотив, способный подтолкнуть работников к смене сферы деятельности, именно для производственного сектора становится уже вызовом, потому что он может спровоцировать скорее отток кадров с заводов, чем приток, – это стремление трудиться в гибком графике или удаленно, выраженное в поиске соответствующих предложений на рынке.


