0
4469
Газета От редакции Печатная версия

01.11.2018 20:01:00

Шоу аукционов: что называть искусством?

Впервые с молотка ушла картина, созданная искусственным интеллектом

Тэги: аукционы, искусство, искусственный интеллект, ценообразование


аукционы, искусство, искусственный интеллект, ценообразование Фото Pixabay.com

Аукционный дом Christie’s впервые выставил на торги картину, созданную искусственным интеллектом – нейросетями. При эстимейте в 7–10 тыс. долл. «Портрет Эдмона де Белами» ушел с молотка за 432,5 тыс. долл. (при этом известно, что ранее его продавали коллекционерам всего за 12 тыс. долл.). Новости арт-рынка сколь курьезные, столь и заставляющие задуматься о статусе произведения искусства.

«Портрет Эдмона де Белами», вымышленного персонажа, появился усилиями объединения Obvious из Парижа (Хьюго Кассель-Дюпре, Пьер Фотрель, Готье Вернье). В системе, куда было загружено 15 тыс. портретов XIV–XX веков, работают две нейросети – генератор и дискриминатор. Первый генерировал новые изображения, в то время как второй должен был отличить изображение, созданное человеческой рукой, от того, что сделала машина. Дискриминатор счел «Портрет Эдмона де Белами» образом настоящего человека. Science art – не новое направление на стыке науки и культуры, даже в России оно известно хорошо: в Московском музее современного искусства идет выставка, приуроченная к 10-летию Laboratoria Art&Science Foundation, там тоже есть про нейросети и искусственный интеллект. Дело в другом. 

Недавно мир удивлялся забаве самого известного «невидимого» стрит-артиста Бэнкси, чья работа «Девочка с воздушным шаром» самоуничтожилась сразу после продажи на аукционе Sotheby’s. Рамки того, что можно назвать искусством и продать, стремительно расширяются. Бэнкси встроил шредер в работу, которая превратилась в другое произведение – «Любовь в мусорном ведре». Покупательница, заплатившая 1,04 млн фунтов стерлингов (1,4 млн долл. при эстимейте в 250–400 тыс. долл.), от произведения в итоге не отказалась, прокомментировав, что приобрела перформанс. Представители Sotheby’s тоже акцентировали внимание на первой продаже перформанса с аукциона.

Вопрос ценообразования, особенно в современном искусстве, – дело имени, известного/раскрученного или еще нет, стараний галеристов, кураторов, количества музейных выставок и публикаций – тут многое зависит от пиара. Цена не всегда пропорциональна ценности. При этом понятно, что современное искусство – лишь один из сегментов арт-рынка. Есть данные, что крупнейшие аукционные дома тратят в целом около 300 млн долл. в год на промоушн.

Перформанс Бэнкси можно считать иронией над коммерциализацией искусства, работу искусственного интеллекта – тоже, но тут машины снимают фактор раскрученности имени, того или иного периода творчества и – строго говоря – авторства вообще, вместе с такими «погрешностями» «живого» искусства, как эмоции, пресловутое вдохновение и качество работы. Это ирония над современным искусством и арт-рынком, которые иногда суть мыльный пузырь, воля случая. 

С начала XX века изобразительное искусство демократизировалось – вспомнить хотя бы дюшановский реди-мейд с писсуаром («Фонтан»). Вместе с тем оно размывало границы искусства, понятия оригинала, цитаты и реплики и критерии его оценки. Это две стороны одной медали. Но все-таки понятия авторства история искусства в целом придерживалась. Оно ведь тоже рыночная категория. В данном случае авторство применимо только к участникам объединения, придумавшим систему для генератора и дискриминатора. Давно уже в искусстве предлагалось оценить идею, и зритель, не отрицающий современное искусство, к этому привык – это тоже демократизация.

Можно удачно продать историю, жест художника, шоу. Может ли искусство быть объективным (как работа машины) или что-то тогда в его природе ломается – один из главных вопросов, спровоцированный нынешним аукционным успехом. Если да, то скоро ли мы уткнемся в границы художественного творчества, где человек не нужен? Или все это уже следует называть не искусством, а как-то иначе?


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Сбер вручит миллион рублей за лучшую статью об искусственном интеллекте

Сбер вручит миллион рублей за лучшую статью об искусственном интеллекте

Владимир Полканов

Награждение победителей конкурса пройдет на конференции AI Journey 2024

0
1419
V церемония вручения призов в области веб-контента: искусственный интеллект плюс

V церемония вручения призов в области веб-контента: искусственный интеллект плюс

Вера Цветкова

Лауреаты  премии  определялись по итогам голосования ведущих представителей онлайн-кинотеатров, тв-каналов и медиаресурсов

0
1011
Развитие искусственного интеллекта все больше зависит от Китая

Развитие искусственного интеллекта все больше зависит от Китая

Анастасия Башкатова

Америка уже не слишком привлекает высококлассных IT-разработчиков

0
2556
Аrt-Russia 2024 как отправная точка для цепи размышлений

Аrt-Russia 2024 как отправная точка для цепи размышлений

Олег Мареев

Многие современные художники пытаются прийти к успеху без приложения минимальных усилий

0
4911

Другие новости