0
9868
Газета От редакции Печатная версия

30.10.2023 18:18:00

О партийной борьбе за второе место и серой зоне

Какую картину рисуют электоральные рейтинги перед следующими выборами

Тэги: политики, политические партии, оппозиция, рейтинги, вциом


политики, политические партии, оппозиция, рейтинги, вциом Фото агентства городских новостей "Москва"

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал очередные рейтинги доверия политикам и показатели поддержки политических партий. Заметного колебания в цифрах в течение года не обнаруживается, скорее важен контекст. Следующие выборы в России – президентские, весенние. И еще никто, включая действующего президента Владимира Путина, официально не выдвинул свою кандидатуру.

Рейтинг доверия у Путина привычно высокий – 78,6%. Если учесть, что вторым по этому показателю остается премьер-министр Михаил Мишустин (60,5%, для председателя правительства – очень высокая оценка), любой участник президентских выборов от оппозиции почти обречен играть роль технической фигуры, обеспечивать легитимность самого процесса. У Геннадия Зюганова рейтинг доверия 32,5%, у Сергея Миронова – 28,9%, у Леонида Слуцкого – 15,9%. Это вовсе не значит, что такая доля людей готова проголосовать за перечисленных политиков. Скорее они не имеют ничего против. При этом у каждого из оппозиционной тройки антирейтинг выше рейтинга доверия. Например, у Зюганова он составил 48,4%.

Показательны электоральные рейтинги партий. Цифры «Единой России» можно не обсуждать. 39,6% готовы проголосовать за нее в условное ближайшее воскресенье, и понятно, что процент голосов бы вырос – это была бы доля от действительно пришедших. 11,2% (второй результат!) вообще не собираются голосовать. 9% затрудняются ответить, еще полтора процента испортят бюллетень, 9,8% – и это примерно равно показателям КПРФ и ЛДПР – выберут непарламентские партии. Больше 30% – серая электоральная зона. Это люди, не готовые высказаться в поддержку «Единой России» и в то же время не удовлетворенные актуальным парламентским предложением.

Оппозиция при обычных правилах политической игры могла бы смело забираться в эту зону. Но обычных правил сейчас нет. Гайки закручены, и системная оппозиция не вполне понимает, где границы дозволенного, сколько власти она может попытаться забрать на любых выборах – хотя бы на уровне деклараций. Вместе с тем неясны и предпочтения электората в серой зоне. Кто это – левые, коммунисты, либералы, националисты, православные консерваторы?

Социологи ведут себя осторожнее партий. Опросов, посвященных актуальной политике и экономике, очень мало. Социологические службы и центры предпочитают безопасный путь – выяснять, что такое счастье, как собирают детей в школу, кто пользуется косметологами, куда ездят отдыхать.

Нужно ли системной оппозиции искать новые голоса? Или лучше сидеть спокойно и ждать, пока власть сама раздаст всем роли, никого не обделив? Ответ скорее «да». Искать нужно. Контуры будущей политико-партийной системы вряд ли кто-то знает. Повестка оппозиции «спрямляется» до левого патриотизма, граничащего и с коммунизмом, и с умеренным национализмом (недавние антимигрантские заявления партий). В любой момент может возникнуть вопрос: зачем нужны три оппозиционные партии с похожим дискурсом?

Здесь возможен ответ: чтобы не аккумулировать голоса потенциального протестного электората. Но, вероятно, власти такая партия-аккумулятор, вполне лояльная, была бы кстати. И жизнь оппозиции сейчас – это тендер за второе место. Рейтинг коммунистов, согласно последнему опросу ВЦИОМ, – 9,9%. Рейтинг ЛДПР чуть ниже – 9,5%. Если провести выборы в Думу в ближайшее воскресенье, неизвестно, кто из этих двух партий оказался бы выше. И насколько выше. Если власть задумается об упрощении партийной системы, оппозиционным структурам важно продемонстрировать результат, показать свои преимущества. И это в условиях, когда 11% опрошенных говорят социологам, что не пойдут на выборы, а сами социологи не копают дальше, не пытаются узнать, почему. 


Читайте также


Что ждет Россию, если президентом США станет Рубио

Что ждет Россию, если президентом США станет Рубио

Майкл Бом

Госсекретарь направил сигнал республиканцам, недовольным политикой Трампа

0
445
Российскому рынку труда не избежать новой трансформации

Российскому рынку труда не избежать новой трансформации

Анастасия Башкатова

Правительство оценило потребность в кадрах – до 2032 года нужно найти 12 миллионов работников

0
2127
Второе место на выборах – вопрос выживания

Второе место на выборах – вопрос выживания

Действительно ли коммунисты ужесточили оппозиционную риторику

0
1510
Бывший соперник Лукашенко возвращается в политику

Бывший соперник Лукашенко возвращается в политику

Дмитрий Тараторин

Виктор Бабарико надеется объединить расколотое белорусское общество

0
3308