Фото Reuters
На саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), хозяином которого в этот раз выступил Китай, председатель КНР Си Цзиньпин выдвинул инициативу нового глобального управления, которая состоит из пяти пунктов и подчеркивает необходимость соблюдения норм международного права и отстаивания принципа многосторонности, отказа от двойных стандартов и обеспечения равного участия в глобальном управлении всех стран вне зависимости от их размера и мощи.
Конкретных политических решений в инициативе не оказалось. Но стало понятно, что предложенный миропорядок нацелен на противостояние системе отношений, которую продвигают США и коллективный Запад.
Инициативу поддержали страны Центральной Азии. Но одним из первых высказался «за» президент Белоруссии Александр Лукашенко. Он отметил, что речь идет о «суверенном равенстве, примате международного права, многосторонности».
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил, что отсутствие взаимного доверия и ответственности за будущее показало, что решать вопросы можно только вместе. При этом он обратил внимание на дальнейшее развитие и сопряжение масштабных проектов, таких как, например, «Один пояс, один путь» с Евразийским экономическим союзом.
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев остановился на актуальных задачах многостороннего сотрудничества и приветствовал запуск Универсального центра по противодействию угрозам и вызовам безопасности на базе Региональной антитеррористической структуры ШОС в Ташкенте и Антинаркотического центра в Душанбе. К этому предложению присоединился президент Таджикистана Эмомали Рахмон. Он также напомнил о глобальных инициативах Душанбе, связанных с питьевой водой и сохранением ледников.
Президент Киргизии Садыр Жапаров отметил, что одним из ключевых направлений работы ШОС «может стать создание международной транспортной сети с центром в Центральной Азии». Он подчеркнул, что в проектах государств – членов ШОС могут участвовать как страны-наблюдатели и партнеры по диалогу, так и не входящие в организацию, что способствует диалогу между Азией и Европой.
Президент Туркменистана Сердар Бердымухамедов, принявший участие в саммите в качестве почетного гостя, заявил, что идея глобального управления совпадает с концептуальным видением Ашхабадом процесса дальнейшего совершенствования архитектуры международных отношений. Определяющим вектором отношений Туркменистана и ШОС, по словам Бердымухамедова, служит экономическая сфера.
Каждый из президентов государств Центральной Азии говорил о том, что больше всего волнует его страну. Но при этом все отмечали необходимость сохранения совместных проектов с ЕС. На этом направлении работают и страны Южного Кавказа – Азербайджан и Армения, высказавшие желание вступить в ШОС. Однако им было отказано: Азербайджан заблокировала Индия, вспомнив поддержку Баку Пакистаном. Против вступления Армении выступил уже сам Пакистан.
Напомним, Шанхайская организация сотрудничества создана в июне 2001 года лидерами КНР, РФ, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. В дальнейшем к ней присоединились Индия, Пакистан, Иран и Белоруссия. Территория стран-участниц занимает 65% Евразии, а население – 3,5 млрд человек, то есть около половины всего населения Земли. Совокупный ВВП стран ШОС составляет 24,6 трлн долл.
Понятно стремление стран СНГ участвовать в организации. Поэтому Содружество, выполнившее свою изначальную функцию – на время цивилизованного развода стран СССР, – разворачивается в сторону Пекина. По пути СНГ теряет Молдавию и Южный Кавказ (без Грузии, которая вышла из Содружества ранее).