0
2737
Газета Образование Интернет-версия

08.02.2011 00:00:00

Все эти учебники взять и отменить

Тэги: школа, учебники, образование, дети


школа, учебники, образование, дети Обучение патриотизму не заменяет обучения литературе.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)

На семинаре в Государственном университете - Высшая школа экономики (ВШЭ) попытались понять, почему российские школьники «стремительно глупеют» в средней школе. Поводом для этого стали результаты наших школьников на двух международных соревнованиях – PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study – Международное исследование качества чтения и понимания текста) и PISA (Programme for International Student Assessment – Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся). В первом из них наши младшие школьники – одни из лучших, во втором отечественные тинейджеры замыкают список.

Тесты PIRLS и PISA проверяют читательскую грамотность как способность понимать и использовать письменные тексты. Оба теста выделяют три группы читательских умений: первая – найти и извлечь информацию из текста, вторая – интерпретировать ее, используя контекстные знания, и третья – размышлять о сообщениях текста и оценивать их. Кроме этого, считается, что тест PISA проверяет, насколько тинейджеры готовы к переходу в большую жизнь. Кстати, как пояснил на одной из телепередач, посвященных обсуждению стандартов, автор стандартов и гендиректор издательства «Просвещение» Александр Кондаков, плачевные результаты международных исследований подтолкнули авторов стандарта сделать ставку на выделение в качестве предметов, обязательных для любого школьника, таких, как ОБЖ, «Россия в мире», физкультура.

«Во всем мире жизни школьника учат на примерах классической литературы», – заметил корреспонденту НГ ректор МГУ им. М.В.Ломоносова Виктор Садовничий, а в нынешнем стандарте оказалось незаслуженно мало места для русской литературы. «Русская литература – основное богатство, которое мы имели как нация, – подчеркнул он. – Сегодня же Чехова студенты за рубежом знают иной раз лучше, чем наши...»

Ректор МГУ удивился, что результаты международных соревнований сослужили такую плохую службу отечественному стандарту. «Мы готовим так, а они рейтингуют совсем по другим параметрам. Наш опыт показывает, что не стоит применять чужие методики оценивания, предназначенные совсем для другого уровня образования. Надо сравнивать по-глобальному. Что бы там ни говорили чужие рейтинги про наши вузы, я хочу напомнить всем: а кто сегодня трудится в многочисленных лабораториях Запада? Наши соотечественники».

Второй момент, на который сделал акцент Виктор Садовничий: опираться на результаты тестов PISA для составления собственных стандартов не стоит, потому что они не учитывают наш менталитет в подходе к обучению. В традициях нашего народа – сначала получить твердые знания, а потом определяться в профессии. В этом смысле ранняя специализация школьника – тоже сомнительное приобретение стандартов.

Вернемся к той части теста PISA, которая отвечает за читательскую грамотность. Ведущий научный сотрудник Психологического института Российской академии образования (РАО) Галина Цукерман, научный сотрудник Института развития образования ВШЭ Марина Кузнецова и директор центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО Галина Королева провели собственное исследование. Они совместили тесты PIRLS и PISA, построили методику «тяни-толкай» и с ее помощью измерили уровень грамотности детей в 4, 6 и 9-х классах. Оказалось, что между 4-м и 6-м классами в технике чтения не меняется почти ничего, а к 9-му классу она улучшается по отдельным показателям, но максимум на 15%.

Когда ученые внимательно исследовали тест PISA, то пришли к выводу, что есть группа вопросов, где российские девятиклассники все же оказались на высоте – это вопросы, в которых содержатся те же ключевые слова, что и в ответах, которые нужно найти в тексте учебника. И «виноваты» в этом┘ наши учебники. В них, по мнению Галины Цукерман, такой способ построения вопросов, что он настраивает на поиск ответа по ключевым словам, а не по мысли. То есть работает примерно, как поисковая система Интернета.

«Трудно сказать, что стоит за правильным, ожидаемым ответом на вопрос учебника – и ни учитель не узнает, что имеет в виду ученик, ни ученик не узнает меру своего понимания и непонимания текста», – прокомментировала результат Галина Цукерман. И добавила: «Наши учебники нельзя отредактировать – их можно только заменить. Остается надеяться лишь на хороших учителей».

Другие докладчики отметили, что после 4-го класса российские дети перестают вычитывать информацию из текстов учебников: в начальной школе есть таблицы, графики, диаграммы и прочее в текстах, хотя активно на уроках не используются. Зато с 5-го класса детей начинают этим нагружать, да еще и включать в тексты сложную терминологию. Естественно, это отбивает у ребенка интерес к учебе надолго. То есть опять все упирается в учебники.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1690
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4190
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2307
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2608

Другие новости