0
2766
Газета Образование Печатная версия

10.10.2018 17:42:00

Отечественные университеты делают ставку на духовность

Знание все чаще рассматривается как частное благо, которое можно продать

Тэги: вуз, образовательные услуги, тюмгу


вуз, образовательные услуги, тюмгу Во всем мире акцент делается не только на разнообразии, но и на привлекательности образовательных услуг. А в России еще и на духовности. Фото агентства «Москва»

Вузы России отличает высокое профессиональное содержание образования, ориентация на инновационность и устойчивое развитие региона. К таким выводам пришли ученые Тюменского государственного университета Ирина Емельянова и Людмила Волосникова, проанализировав миссии ведущих российских и зарубежных вузов. В выборку вошли 159 зарубежных вузов, занимающих высокие места в Шанхайском рейтинге, и 47 российских вузов – членов ассоциации классических университетов.

Как пояснила заведующая кафедрой общей и социальной педагогики ТюмГУ Ирина Емельянова, в поиск «идеи университета» включены не только ученые и политики, но и сами университеты. «Обучающая и исследовательская функции, описанные Вильгельмом фон Гумбольдтом, остаются визитной карточкой классического университета. Продолжает быть актуальной традиционная для университетов тема формирования у студентов новых способов мышления, – подчеркивает эксперт. – Признаком новой эпохи в реализации обучающей функции стала тема создания образовательных сервисов как системы услуг, направленных на удовлетворение образовательных потребностей населения. Свою миссию классические университеты видят в том, чтобы продвигать знания по всему миру. Однако знание стало рассматриваться скорее не как общественное, а как «частное благо», которое можно продать».

По мнению исследователей, глобальная информационная революция позволила вузам расширять зоны своего влияния. В продвижении знаний по всему миру безусловное лидерство принадлежит вузам Северной Америки. Акцент делается не только на разнообразии, но и на привлекательности образовательных услуг. «Для того чтобы российские вузы соответствовали мировым трендам, необходимы «инвестиции в репутацию», – уверена Ирина Емельянова. – Репутация вуза часто является основанием для выбора места и формы обучения».

Вообще надо отметить, что исследования, которые проводятся в университете, охватывают самые широкие сферы: образование, культуру, социальную сферу, профессиональные технологии, экологию, медицину. Новые ориентиры, как утверждают ученые ТюмГУ, связаны с направленностью исследований на решение глобальных мировых проблем.

По мнению исследователей, позиционируя свои лидерские амбиции в определенных научных сферах, зарубежные вузы ориентируются на глобальные проблемы и международное лидерство. Российские же университеты отличаются своей заявкой на инновационность результатов исследования. Принципиальное значение для российских университетов имеет применение результатов исследования: способность к производству инноваций делает университет конкурентоспособным в промышленности, бизнесе, социальной сфере.

«Российские университеты отличает высокий удельный вес профессиональной функции. Результаты высшего образования стали трактоваться в терминах профессиональных компетенций, – поясняет соавтор исследования, директор Института психологии и педагогики ТюмГУ Людмила Волосникова. – Развитие профессиональной функции связано со стремлением российских университетов сохранить лидирующие позиции в регионе. Повышение социально-экономической роли регионов приводит к тому, что университет оказывается в центре развития региона, более того, современный университет не может развиваться и жить вне регионального социума. В свою очередь, в регионах возрастает степень доверия к университетам, признание их экспертного потенциала в различных сферах деятельности».

В сфере реализации социокультурной функции по традиции поддерживается тема социального служения обществу, нации, миру. По оценкам ученых, российские университеты отличает духовный компонент социально-культурной деятельности. Зарубежные вузы, обращаясь к теме духовности, делают акцент на развитии духа свободы, духа энтузиазма в сфере исследований.

Наиболее солидарны современные университеты в признании необходимости работать над личностным и интеллектуальным ростом студентов. Задача педагогов – воспитать страсть к непрерывному обучению, оказать помощь в реализации личных амбиций. «Российские университеты в воспитании студентов выделяют в качестве приоритетной задачу воспитания конкурентоспособной личности, – отмечает Ирина Емельянова. – Тема конкурентоспособности не является традиционной для воспитания личности в системе российского образования. Более того, она в определенной степени противоречит гуманистическим традициям, характерным для отечественной высшей школы».

Анализируя миссии университетов, исследовательницы из ТюмГУ отметили, что в текстах миссий университетов не нашла своего отражения экспертная функция. Реализация данной функции связана со способностью университетов давать профессиональные оценки и строить научно обоснованные прогнозы в различных сферах деятельности.

Комментируя это исследование, начальник отдела по взаимодействию с вузами Федерального государственного автономного научного учреждения «Центр социологических исследований» («Социоцентр») Антон Стативка отметил, что с темой миссии университетов тесно связана и задача вхождения отечественных вузов в топ-100 инновационных вузов мира и оценки их инновационности через призму рейтингов.

«Эксперты отмечают, что, когда мы говорим о рейтингах, необходимо учитывать методологию их составления, – говорит Стативка. – Если за последние годы количество публикаций наших университетов в научных журналах, индексируемых базами данных Web of Science Core Collection и Scopus, значительно возросло, то количество патентов, получаемых за рубежом, не очень велико. Но, согласитесь, это совсем не значит, что у нас нет никаких инноваций. Еще один обязательный момент при составлении рейтингов – отбор ранжируемых университетов. Скажем, в рейтинге Top 100 Innovative Universities, представленном год назад компанией Reuters, нет ни одного российского вуза. Но нет их там опять же не потому, что в российских вузах не занимаются инновациями, а в силу специфики отбора. Так, составители рейтинга отбирают 600 организаций, имеющих наибольшее число публикаций в научных журналах, индексируемых в базе данных Web of Science Core Collection. При этом нормирования на количество студентов или сотрудников университета не производится. Таким образом, небольшой вуз имеет мало шансов попасть в этот рейтинг».

По мнению Антона Стативки, оценить инновационность российских университетов на основе международных рейтингов можно будет не раньше 2020 года, когда проявится накопленный эффект от стартовавших в 2010-х годах различных программ государственной поддержки университетов (комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства, развитие инновационной инфраструктуры, программа мегагрантов, Проект 5-100, Национальная технологическая инициатива и т.д.).


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Педагог сегодня должен быть больше, чем простым транслятором знаний

Педагог сегодня должен быть больше, чем простым транслятором знаний

Наталья Савицкая

Вчерашние выпускники вузов зачастую не понимают, что их миссия намного шире профессиональных стандартов

0
5868
Система распределения белорусских выпускников ужесточается

Система распределения белорусских выпускников ужесточается

Дмитрий Тараторин

После окончания государственного вуза можно отправиться на несколько лет в глубинку

0
2941
Стартовала приемная кампания в вузах

Стартовала приемная кампания в вузах

Наталья Савицкая

Новшеств мало, базового русского языка нет, но есть черные списки

0
5351
Политологов для экономики оказалось слишком много

Политологов для экономики оказалось слишком много

Анастасия Башкатова

Кибербезопасность, вооружения и строительство – три приоритета на ближайшие годы

0
2326

Другие новости