1
4898
Газета Образование Печатная версия

02.12.2020 19:20:00

Вторая волна дистанта напоминает девятый вал

Ректоры университетов предложили ввести должность цифрового помощника преподавателей

Тэги: коронавирус, пандемия, covid 19, образование, вузы, дистанционное обучение, дистант, преподаватель, цифровой помощник

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

коронавирус, пандемия, covid 19, образование, вузы, дистанционное обучение, дистант, преподаватель, цифровой помощник Вероятно, вновь такую картину в аудиториях мы увидим очень нескоро. Фото агентства «Москва»

На круглом столе Россия–ЕС, посвященном развитию высшего образования после пандемии, прозвучал доклад, который подготовило ректорское сообщество. Это особенно актуально, потому что с середины ноября вузы столичного региона и Санкт-Петербурга снова перешли на преподавание в онлайн-режиме.

Позицию ректорского сообщества России на круглом столе докладывал ректор Томского госуниверситета Эдуард Галажинский. А в марте нынешнего года, когда образовательная система переходила на смешанное обучение, сообщил ректор Галажинский, министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков собрал группу ректоров и задал вопрос: что происходит с системой и можно ли оперативно проанализировать происходящее? В результате созданная экспертная группа исследовала миллионы аккаунтов студентов и преподавателей в соцсетях с единственной целью – понять, как пандемия и последующий экстремальный режим жизни повлияли на систему образования.

На сотрудников вузов, как заявил докладчик, легла основная нагрузка по обеспечению перевода всех рабочих процессов в удаленный режим во время пандемии. Тем самым система образования смогла не допустить развитие коронавирусной инфекции. Хотя охват аудитории составлял более 700 тысяч преподавателей и миллионы студентов, система выстояла. Более 80% вузов перешли на смешанный формат обучения. Более миллиона курсов были переведены в онлайн-режим.

При переходе на дистант, отметил Галажинский, ситуация позволила выявить один из серьезнейших дефектов системы – она усиливает расслоение общества. Стало очевидно, что доступ к качественной цифровой инфраструктуре есть далеко не у всех. От этого очень страдает качество учебного процесса. В начале периода удаленки более 10% всех студентов не имели техники, которая отвечала бы всем функциональным требованиям к удаленному обучению. При этом для студентов из низкодоходных групп населения эта цифра составила 30%.

Возвращение значительного числа студентов домой потребовало от вузов оказания материальной помощи в покупке билетов. Введение режима самоизоляции для тех, кто остался в общежитиях, также стоило больших организационных усилий и финансовых ресурсов. Какая-то часть студентов была вынуждена бросить учебу во время пандемии, чтобы обеспечивать себя и свою семью.

С первых дней дистанта развернулись дискуссии о том, что студенты платили за очное обучение и теперь вузы должны снизить стоимость обучения в текущем академическом году. Эта дискуссия завершилась общественным признанием, что вузы не обязаны снижать стоимость, но обязаны сделать все, чтобы качество услуг не снижалось. Одновременно с этим руководство вузов осознало, что, оказывается, значительная часть студентов все-таки работает: во время пандемии у 40% опрошенных студентов снизились доходы, а у части студентов трудовая деятельность приостановилась полностью.

В конечном итоге большинство университетов нашли форматы смягчения условий оплаты за учебу и взяли на себя обязательство не индексировать оплату обучения в наступающем академическом году. Было также принято решение об отмене платы за общежитие на период реализации дистанционного формата.

Следующая трудность уходящего года – учебный процесс в пандемический сезон сопровождался чрезвычайно высокой нагрузкой преподавателей. Они и сейчас работают в напряженном режиме. Напомним, что сегодня они еще и одновременно повышают свою квалификацию.

Что касается студентов, то пандемия обнажила полный провал в учебе у первых и вторых курсов и показала запрос на навыки самоорганизации. У части младшекурсников резко вырос запрос на тьюторов. Запрос на персонал в этой позиции в какой-то момент даже стал расти по экспоненте. Студенты стали чаще нуждаться в психологической поддержке, дала знать проблема социальной незащищенности.

Отдельно встал вопрос формирования новой дидактики. Кстати, именно горизонтальная коммуникация вузов и включение в процесс сильных университетов помогли системе образования справиться с вызовами времени.

Что касается преподавателей, то здесь их больше взволновали методические трудности. Преподаватели, работавшие в синхронном режиме, отмечали сложности удержания внимания студентов. Подавляющее число преподавателей полагают, что проведение лекций в дистанционном формате не позволяет контролировать вовлеченность студентов в образовательный процесс. Многие привычные форматы оказались менее эффективны, чем в офлайне. В затруднительном положении оказались те, кто вел дисциплины, требующие лабораторного или специального оборудования. В большинстве случаев преподаватели не получили методической и технологической поддержки.

Тем не менее ситуацию с введением дистанта в образовательный процесс многие восприняли как точку бифуркации. Нужно только приложить целенаправленные усилия, чтобы процесс пошел в нужном направлении. Вузы уже подготовили рекомендации. Именно те, что помогают действовать, не дожидаясь, пока созреет «правовая база».

А к главным рекомендациям для министерства можно отнести те, что касаются непосредственно сегодняшней ситуации. Ведь вузы Москвы и Санкт-Петербурга, где сосредоточено значительное число студенческой молодежи, уже перешли на удаленку. Среди советов министерству, например, введение новых компетенций для преподавателей. Также вузы рекомендуют обновить программы международной и межуниверситетской мобильности. Возможно, самая конкретная и полезная рекомендация – приставить к преподавателям цифрового помощника, тогда образовательный процесс пойдет значительно легче. Впрочем, ее реализация сама по себе дело непростое. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(1)


dlz 06:49 03.12.2020

Прочитал недавно где-то на университетских форумах, что выпускники МГИМО, даже с красным дипломом, не могут найти работу в наше время по пол-года. А вот выпускник МГСУ с дипломом без троек по основным предметам вполне трудоустроится в срок менее недели. В нашей стране есть одновременно явно дефицитное и очень мало востребованное образование. Полагаю, государство могло бы оперативнее реагировать на изменения запроса работодателей .Структура образования явно не соответствует структуре экономики. .



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Крупнейшие вузы России: анализируем востребованность российских университетов

Крупнейшие вузы России: анализируем востребованность российских университетов

Виталий Барсуков

0
4157
"Академический сговор" все-таки существует

"Академический сговор" все-таки существует

Наталья Савицкая

Работодатели уже не могут слепо доверять дипломам выпускников вузов

0
5847
Детский шестидесятник Владимир Матвеев

Детский шестидесятник Владимир Матвеев

Анатолий Цирульников 

Как педагогика сотрудничества пыталась победить старую авторитарную

0
6881
Новости науки. Математики объяснили легкое течение омикрона

Новости науки. Математики объяснили легкое течение омикрона

0
4476

Другие новости