0
2475
Газета Образование Печатная версия

24.02.2021 18:52:00

В будущем понадобятся "многостаночники" в сфере услуг

COVID-19 стал беспрецедентным вызовом для системы среднего профтехобразования

Тэги: коронавирус, пандемия, covid 19, среднее профтехобразование, профессии, цифровые технологии

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

коронавирус, пандемия, covid 19, среднее профтехобразование, профессии, цифровые технологии Специалисты отмечают, что профессии, связанные с цифровыми технологиями, обновляются каждые два-три года. Фото с сайта www.worldskills.ru

Министерство просвещения РФ корректирует программы обучения в заведениях среднего профессионального образования (СПО) с целью «повышения востребованности выпускников в регионах их проживания», заявил глава ведомства Сергей Кравцов. Изменения в программы СПО вносит и пандемический кризис. Напомним, что в 30 регионах РФ начался эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды (ЦОС) в школы и техникумы.

Об этом в Минпросвещения стараются меньше говорить, потому что эта странная аббревиатура – ЦОС – действует на родителей как красная тряпка на быка. Взрослое население воспринимает ее как изменение формы обучения (с очной на дистанционную). Причем не только на пандемический период, а как глобальное изменение процесса обучения в будущем. Родители нервничают по поводу того, что возникнет ситуация неравенства: дистанционное обучение для всех и очное только для элиты. От этого мифа Минпросвещения отбивается уже с самого начала пандемии.

Между тем известно точно, что программы СПО будут переработаны. И не только в РФ. Согласно данным Европейского центра по развитию среднего профобразования (European Centre for the Development of Vocational Training), COVID-19 стал беспрецедентным глобальным вызовом для систем СПО во всем мире. Многие из них вообще закрылись на период пандемии и непонятно, восстановятся ли полностью в постпандемический. Больше всего пострадали страны с низким уровнем благосостояния. Во время локдауна самые бедные слои населения оказались в наихудшем положении с точки зрения качества образования и доступа к нему.

Большинство стран оказались в той или иной мере вовлечены в использование цифровых инструментов. Для обеспечения практической подготовки, особенно в случаях, когда она сопряжена с необходимостью развития мануальных навыков, оптимальным оказалось использование смешанных, а не полностью дистанционных моделей обучения.

Пандемия показала, что теперь одной профессии человеку мало. Чтобы зарабатывать больше, необходимо обладать какими-то уникальными навыками и даже научиться лавировать на стыке профессий.

Кстати, еще 20 лет назад американские социологи, анализируя изменение роли различных видов труда в экономике США, констатировали, что значение рутинной работы, требующей от персонала выполнения стандартных, алгоритмизированных действий, неуклонно сокращается. И эта закономерность в равной степени распространяется как на сферу ручного труда (аппаратчики, машинисты, сборщики на конвейере), так и на интеллектуальные виды деятельности (бухгалтеры, банковские аналитики, торговые консультанты и т.д.).

При этом резко возрастает значимость нерутинных видов труда. Решение задач такого рода предполагает применение профессиональных знаний, которые, как правило, не поддаются исчерпывающему формальному описанию. Сегодня лучший специалист – тот, кто имеет несколько смежных профессий.

Современные исследования, инициированные крупными технологическими компаниями, свидетельствуют о нужде в сотрудниках, умеющих критически мыслить, открытых новым знаниям и инновационным подходам, способных эффективно общаться и взаимодействовать с руководителями и коллегами по работе. То есть речь идет о так называемых мягких навыках (навыки самоорганизации, кооперации, коммуникации, коллективного использования сложных инструментов труда и т.д.).

При этом специалисты из «Ворлдскиллс Россия» отмечают, что обновление стандартов у нас происходит раз в 30 лет. А профессии, связанные, например, с IT-технологиями, требуют кардинально другого подхода. В этих областях изменения происходят каждые два-три года. И как тогда быть с программами обучения? Чему учить? Идти от запросов населения? Регионов? От международных прогнозов?

Согласно данным мониторинга Минпросвещения РФ, современные программы подготовки СПО не всегда соответствуют требованиям региональных рынков труда. Министерство провело за год детальный анализ в каждом регионе по программам техникумов. И получается, что в провинции, например, готовят юристов среднего звена, в то время как по реальным потребностям региона нужны специалисты туриндустрии. Ситуация усугубляется тем, что за последние 20 лет девятиклассники стали чаще поступать в колледжи и выбирать профессиональную карьеру вместо старшей школы. То есть ответственность на СПО возросла.

По данным исследований Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС), выбор школьников и родителей в пользу СПО часто зависит от финансовой ситуации и выгоды, которую потенциально можно получить. Соответственно в регионах, где высок уровень молодежной безработицы, школьники чаще поступают в колледжи или техникумы: так можно быстрее получить профессию и начать зарабатывать. Подобный алгоритм чаще всего встречается в регионах с преимущественно сельским населением.

Также на выбор карьерной траектории влияет социально-экономический статус семьи и образование, которое получили родители. Например, в ряде республик Северного Кавказа школьники после девятого класса чаще идут учиться в колледж или удовлетворяются полученным основным общим образованием.

Но не всегда эта ситуация связана с уровнем жизни. Например, в Карелии и Калмыкии школьники предпочитают оканчивать одиннадцатилетку. Значит, система среднего профессионального образования там пока совсем не устраивает жителей. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Белград как новые Хельсинки. Почему Балканы могут стать центром переговоров России и Запада

Белград как новые Хельсинки. Почему Балканы могут стать центром переговоров России и Запада

Олег Бондаренко

0
1921
Санкционные потери и достижения российской культуры

Санкционные потери и достижения российской культуры

Давление Запада на Россию не привело к полному разрыву связей с партнерами

0
2220
О прививке патриотического чувства. Желающим поехать за границу нужно сдавать тест на гражданскую солидарность

О прививке патриотического чувства. Желающим поехать за границу нужно сдавать тест на гражданскую солидарность

0
2057
Прощай, Турция

Прощай, Турция

Алкей

Повесть о возможном прирастании российского туризма Колымой и Магаданом, Мурманском и Дагестаном

0
1696

Другие новости

Загрузка...