0
12264
Газета Образование Печатная версия

29.11.2023 18:43:00

Принцип экономии усилий ведет к деградации

Использование калькулятора приучает школьников решать задачи сугубо алгоритмически

Тэги: мгу, ректор садовничий, госэкзамен, огэ, калькулятор, обучение, образование, мнения


мгу, ректор садовничий, госэкзамен, огэ, калькулятор, обучение, образование, мнения Академик Виктор Садовничий не думает, что использование калькуляторов снижает творческий потенциал учеников. Фото агентства «Москва»

Ректор МГУ им. М.В. Ломоносова, академик Виктор Садовничий неожиданно поддержал идею использования калькуляторов на основном госэкзамене (ОГЭ). Напомним, что решение об использовании калькулятора было принято на заседании научно-методического совета по математике Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Этот институт отмечен среди прочего еще и тем, что занимается разработкой КИМ (контрольно-измерительных материалов к ЕГЭ и ОГЭ). После публикации мнения Садовничего на сайте ФИПИ в публичном пространстве разгорелась бурная дискуссия среди профессионального сообщества.

Выступая на открытии Всероссийского съезда учителей и преподавателей математики, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий одобрил использование калькуляторов на ОГЭ. «Первый шаг сделан, – сказал Садовничий, – девятиклассникам на аттестации разрешено пользоваться калькуляторами. Да, будет снижаться сноровка вручную быстро и безошибочно решать, но не творческие задачи. Развивается ли при решении таких задач мозг человека в нужном направлении? Вряд ли».

Часть математиков считает, что калькуляторы на ОГЭ – это «призыв не учить таблицу умножения». Другие полагают, что уровень понимания математики совсем не в том, чтобы быстро и в уме производить арифметические действия.

Например, известный популяризатор математики доктор физико-математических наук, член-корреспондент РАН Алексей Савватеев не одобряет официальное разрешение использовать на ОГЭ по математике непрограммируемые калькуляторы. По мнению профессора, учеба начинается с таблицы умножения, и если «обучение облегчить за счет калькуляторов и тем более смартфонов, то это прямой путь стать банановой республикой».

Однако целый хор голосов «за» калькуляторы, уверяет, что «мало кто в реальной жизни и в профессии считает в столбик». Дескать, это очень важно для развития мышления, но этим занимаются в начальной школе и в 5–6-м классе.

Кстати, профессор Савватеев в качестве разумного подхода к этому вопросу приводит пример Швеции. Там стратегия цифровизации в системе образования Швеции отменена решением правительства от 20 ноября. В пояснениях к этому решению сказано, что «базовые навыки, такие как способности к общению, внимание и концентрация, способность читать, писать и считать, лучше всего приобретаются посредством аналоговой деятельности в аналоговой среде. В младшем возрасте основное внимание должно быть уделено книгам в печатном виде, цифровые инструменты обучения могут использоваться только в старшем возрасте и при условии, что это делается выборочно, на основе научной поддержки и подтвержденной педагогической ценности».

Напомним, что вопрос разрешения калькуляторов на экзамене поднимался и ранее. Калькуляторами уже пользуются на испытаниях по физике и химии. Так что решение использования их на экзаменах по математике было не за горами.

С другой стороны, какие знания у школьников можно проверять, если среди заданий очень малый процент задач на вычисление? ФИПИ сообщает, что включает много практикоориентированных, текстовых и геометрических задач, задач на анализ условия, доказательства и других. Логика здесь такова: «Учить детей считать столбиком просто. Гораздо сложнее учить думать и рассуждать. Но в этом главная цель математики».

Александр Шевкин, учитель математики с 44-летним педагогическим стажем, автор книг и статей для учителей и учащихся, соавтор учебников математики серии «МГУ – школе», вспоминает о том, откуда пошло такое направление. В феврале-марте 2000 года в Санкт-Петербурге была проведена 2-я международная конференция «Интернет. Общество. Личность», посвященная новым информационным технологиям, опирающимся на возможности интернета в средней школе, на высшее и дополнительное профессиональное образование, систему повышения квалификации. Там и была выдвинута идея пересмотреть содержание геометрии, уменьшив объем понятий втрое, объем определений в пять раз, объем теорем и задач в 10 раз, дав возможность учащемуся пройти несколько шагов по некоторому дедуктивному пути.

Таким образом, подытоживает Шевкин в своем Telegram-канале, цели обучения математике в школе сместилась с изучения предмета, с освоения учащимися азов школьных наук, доступных для понимания большинством школьников, с доказательств теорем и решения задач на разучивание алгоритмов решения ограниченного набора задач. В результате подготовка к итоговой аттестации в 9-м классе, требующая понимания для решения пяти-шести задач, среди которых не было совсем уж примитивных, фактически сошла на нет.

«Если сегодня еще и дать ребенку в руки калькулятор, то, следуя заложенному природой принципу экономии усилий для получения нужного результата, учащиеся фактически перестанут учиться. Так как для них результатом обучения является умение решать очень простые задачи. Они работают без напряжения, не развиваются, отстают в развитии. Это пагубно сказывается и на результатах экзамена», – отмечает Шевкин.

Психологи установили, что в среднем только 10% учащихся не нуждаются в дополнительной мотивации к получению знаний. Остальные нуждаются в такой мотивации и поддержке учителя. Однако в современных условиях учащиеся осваивают не знания, но алгоритмы решения простых задач, чтобы набрать баллов как минимум на тройку на итоговом экзамене.

Похоже, единодушия в этом вопросе достичь не удастся.


Читайте также


Смерть прошла, как детская болезнь

Смерть прошла, как детская болезнь

Николай Фонарев

Открытие сезона в Гостиной Союза писателей XXI века в ЦДЛ

0
390
Рынок труда устал от юристов и экономистов

Рынок труда устал от юристов и экономистов

Елена Герасимова

Педагоги и технари – в восходящем тренде высшего образования

0
6649
Как можно использовать физические методы для создания основ машинного обучения

Как можно использовать физические методы для создания основ машинного обучения

Игорь Лалаянц

Мнемозина на кремниевом чипе

0
8196
Молодая страна с тысячелетней историей

Молодая страна с тысячелетней историей

Евгений Попов

Как дать студентам целостную картину знаний о российской государственности

0
4615

Другие новости