0
9093
Газета Образование Печатная версия

06.12.2023 18:07:00

Учеников вовлекли в правовой эксперимент

В Минпросвещения считают, что цифровые ресурсы – лучшие друзья школьников и родителей

Тэги: образование, цифровые ресурсы, фгис, информплощадка, школы, минпрос, критика


образование, цифровые ресурсы, фгис, информплощадка, школы, минпрос, критика Заместитель министра просвещения Анастасия Зырянова подчеркивает, что цифровые ресурсы могут стать верными и эффективными помощниками педагогу. Фото с сайта www.edu.gov.ru

Минпросвещения РФ анонсировало запуск Федеральной государственной информационной платформы (ФГИС). Она станет ключевой информационной площадкой для школ. Как рассказала замминистра просвещения Анастасия Зырянова, это, с одной стороны, сервисы (запись в первый класс, электронные дневники, электронный классный журнал и т.д.), с другой – контент, содержание.

На платформе размешено более 13 600 материалов, которые подготовила Академия Минпросвещения. Уже с 1 сентября 2023 года всем учителям, родителям и детям бесплатно предоставлены уроки по всем программам школы начиная с 5-го по 11-й класс. В системе сегодня зарегистрированы 38 000 школ, 800 000 педагогов, 1 300 000 учеников и более 700 000 родителей.

Все уроки, размещенные на ФГИС, как объяснила Анастасия Зырянова, построены в понятной для учителей классической блочно-модульной системе. Уроки прошли верификацию и соответствует федеральному стандарту. Во всем этом Минпрос видит большое удобство для учителей и родителей учеников. Первых платформа освобождает от рутинной работы. Если раньше учителя писали планы уроков на каждый день, рабочие программы и много еще чего, то сегодня они избавлены от этого. Таким образом, максимально сокращена подготовка учителя к уроку.

Для родителей же удобство в том, что они могут включить урок и не тратить время на разбор домашнего задания с ребенком. Еще одно удобство системы в том, что она работает по единой для всех школ программе, единым учебникам. Тоже экономия времени и ресурсов. В министерстве даже подсчитали, что до 17 часов в неделю учитель может сэкономить, используя при подготовке к урокам материалы ФГИС «Моя школа».

Рассказывая о достоинствах новшества, Анастасия Зырянова не забыла подчеркнуть: «Хочу однозначно заявить: ничто не заменит наставника и учителя. Однако цифровые ресурсы могут стать их верными и эффективными помощниками, предоставив педагогу больше времени для воспитательной работы и подготовки к урокам». То есть, с одной стороны, учителю дали «готовое блюдо», а потом сказали, что ему надо это блюдо приготовить.

Но прекраснодушной реакции на событие в социальных сетях нет. Родители, как всегда, ничего не поняли. Разброс претензий от них велик: «А вы родителей предупредили, что они и их дети участвуют в правовом экспериментальном режиме? Вы предупредили или уже до такой степени решили, что вы там боги?», «Детям нужно достойное образование! Живые люди рядом, а не запирать их в сети с ИИ», «В школах учатся дети, а не родители, зачем родителям регистрироваться на «Сферуме», «Моей школе» – зачем?», «Вы хотите всех засадить в цифровой концлагерь?»

Это реакция родителей. Но еще интереснее говорить на эту тему с нейрофизиологами. Они сразу задают «странные» вопросы. Например: «Экономия времени учителя? Какого и для чего?» Естественно, научная логика тут очевидна: «Мозгу всегда требуется много энергии, и потому он постоянно экономит. Первое, на чем он экономит, – это свобода мысли. Поэтому человек attentus (экономный) старается мыслить классификациями и категориями...

В интернете очень часто можно встретить популярные советы, что для тренировки мозга нужно постоянно тренировать память, заучивая массивы различной информации. Но вот академик Наталья Бехтерева, будучи научным руководителем Института мозга человека РАН, считала, что гораздо более эффективное средство развития мозга – решение сложных нестереотипных творческих задач. В этом процессе задействованы разные психические механизмы, в эту деятельность вовлечен весь мозг, а не отдельные его области.

Приведем цитату из Бехтеревой: «Когда человек начинает делать что-то новое, то сначала включается весь мозг, но постепенно различные его области отключаются и в рабочем состоянии остаются только те из них, которые необходимы для данной деятельности. Экономный режим освобождает мозг для чего-то большего. Но далеко не все люди пользуются этой возможностью в полной мере».

Есть исследования механизмов творчества в Институте мозга человека РАН. Испытуемым-добровольцам задавали специальные тесты разной сложности (например, составить рассказ из связанных и не связанных по смыслу слов) и наблюдали, что происходит в этот момент в мозге. Было показано, что, когда происходит «нестереотипная деятельность», мозг работает в полную силу. То есть оказалось, что творческая деятельность задействует почти весь мозг, включает зоны, имеющие отношение к самым разным процессам. «Сравните город, в котором живут люди, действует инфраструктура, горят огни, и заброшенную деревню, где осталось несколько стариков, – рассказывала Наталья Бехтерева. – Так вот мозг человека, который не решает сложные задачи и не занимается творческой деятельностью, – это и есть заброшенная деревня»

И еще один ее совет: «Просто надо пробовать нетривиально решать свои проблемы, даже бытовые. В жизни каждого человека происходит очень много всего, что может задействовать мозг, заставить его придумать нечто неординарное».

Интересно, а что случилось бы с образованием в стране, если бы его возглавил, например, одаренный ученый? 


Читайте также


Дебаты кандидатов – больше не телешоу

Дебаты кандидатов – больше не телешоу

Иван Родин

Харитонов и Даванков без огонька и Слуцкого обсудили проблемы образования

0
517
Венгерская оппозиция начала наступление на Орбана

Венгерская оппозиция начала наступление на Орбана

Геннадий Петров

Премьер-министра обвиняют в поддержке российского руководства

0
585
Уроки труда в школе должны быть конкретными

Уроки труда в школе должны быть конкретными

Владимир Семенихин

Даже забивание гвоздей требует знаний и умений

0
2926
Константин Ремчуков: Ван И в Мюнхене обосновал неизбежность воссоединения с Тайванем ссылками на Каирскую (1943) и Потсдамскую (1945) декларации союзников

Константин Ремчуков: Ван И в Мюнхене обосновал неизбежность воссоединения с Тайванем ссылками на Каирскую (1943) и Потсдамскую (1945) декларации союзников

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 19.02.24

0
3759

Другие новости