0
11804
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

12.11.2013 00:01:00

Киотский протокол для внутреннего потребления

Михаил Юлкин

Об авторе: Михаил Анисимович Юлкин – руководитель рабочей группы по вопросам изменения климата комитета по природопользованию и экологии РСПП.

Тэги: экология, киотский протокол, выбросы


экология, киотский протокол, выбросы Наплевательское отношение к собственной планете может серьезно нарушить цикл смены времен года. Картина Микалоюса Чюрлёниса «Соната весны. Скерцо»

Президент РФ Владимир Путин подписал 30 сентября 2013 года указ № 752 «О сокращении выбросов парниковых газов». Весь указ – это два поручения правительству РФ:
1) обеспечить к 2020 году сокращение выбросов парниковых газов (ПГ) до уровня не более 75% от уровня выбросов, имевшего место в 1990 году;
2) в шестимесячный срок утвердить план мероприятий по обеспечению установленного объема выбросов ПГ, предусмотрев в нем разработку показателей сокращения выбросов ПГ по секторам экономики.
Но в этих двух пунктах, как в капле воды, отразились фундаментальные особенности национальной климатической политики и практики. Попробуем разобраться.
Начнем с того, что список парниковых газов, выбросы которых надо сократить, в указе не приведен. Нет его и в Климатической доктрине, на которую указ ссылается.
Перечень парниковых газов, в отношении которых устанавливаются количественные ограничения на выбросы, имеется в приложении А к Киотскому протоколу. Однако прямой ссылки на Киотский протокол в указе тоже нет. Более того, Россия, как известно, не  стала брать на себя количественные обязательства по ограничению и сокращению выбросов ПГ во втором периоде Киотского протокола (2013–2020).
Правда, Россия по-прежнему является участником Киотского протокола, принимает участие в работе его органов и представляет в секретариат РКИК ежегодные отчеты по установленной форме о выбросах ПГ. Но собственно в международной деятельности по сокращению выбросов ПГ Россия сегодня не участвует. По этой причине притягивать за уши список парниковых газов из приложения А Киотского протокола к внутреннему документу вряд ли правомерно. Хотя за неимением другого, видимо, придется.
То же и с термином «выбросы ПГ». Какие выбросы имеются в виду? Вообще любые (все без исключения) или только антропогенные, то есть те, которые связаны с деятельностью человека? Выбросы из источников в России или к ним надо еще прибавить выбросы за пределами России, связанные с производством и доставкой в Россию импортируемой продукции? Надо ли учитывать выбросы от сжигания бункерного топлива при авиа- и морских перевозках?
Об абсорбции ПГ поглотителями – как естественными (земля, леса, болота, т.д.), так и искусственными – в указе вообще не сказано ни слова. Означает ли это, что установленный указом предельный уровень выбросов относится именно к выбросам ПГ, а не к выбросам за вычетом поглощений? Или это означает, что про поглощения просто забыли? И как быть в этом случае с земле- и лесопользованием: учитывать связанные с этой деятельностью выбросы и поглощения ПГ, и если да, то полностью или в каком-то ограниченном объеме (как это, например, предусмотрено для целей Киотского протокола)?
Все это не праздные вопросы, поскольку меры по сокращению выбросов, которые правительство должно будет предусмотреть в плане, зависят от того, какие выбросы и в каком объеме включаются в границы ответственности правительства, а какие нет. Между тем качественная и количественная разница между приведенными выше различными определениями выбросов ПГ может оказаться не просто существенной, а кардинальной.
Так, в 2011 году (последний год, для которого имеется официальный отчет о выбросах ПГ в России) антропогенные выбросы ПГ, исчисленные в соответствии с требованиями Киотского протокола, без учета сальдо выбросов и поглощений, связанных с земле- и лесопользованием, составили 2,3 млрд тонн СО2-экв. (69% от выбросов 1990 года), а с учетом земле- и лесопользования – 1,7 млрд тонн СО2-экв. (50% от выбросов 1990 года). Почувствуйте разницу!
Формулировка цели сокращения выбросов, содержащаяся в указе, столь же далека от однозначности. В отличие от Киотского протокола, в котором цель формулируется как ограничение на величину среднегодовых выбросов ПГ в течение определенного периода, из текста нашего указа никак нельзя заключить, к какому году или периоду относится поставленная в нем цель по сокращению выбросов: только к 2020 году или к 2020 и последующим годам, а к более ранним годам не относится, или, наоборот, эта цель относится к среднегодовым выбросам в период с 2013 по 2020 год или даже в период с 1990 по 2020 год. Смотря по обстоятельствам, эту цель можно при желании трактовать и так, и эдак, всякий раз оборачивая результат в свою пользу.
Вызывает вопросы и количественная сторона заявленной цели. Прежде всего даже не сама цифра 75%, а то, к чему эти 75% прикладывать, от какой величины их отсчитывать. Можно было бы по умолчанию считать, что от суммы выбросов за 1990 год, указанной в официальном отчете о выбросах ПГ, который Россия представляет в секретариат РКИК. Но, во-первых, в отчете приводятся две цифры – с учетом земле- и лесопользования и без. А во-вторых, эти цифры каждый год корректируются. Так какую брать?
Также не вполне ясно, почему, собственно, 75%, а, скажем, не 70%, как сейчас, без учета земле- и лесопользования, или 50%, если с учетом. Или 80%, как коллективно пообещали 27 стран Евросоюза во втором периоде Киотского протокола (что для них равносильно абсолютному сокращению выбросов ПГ не только по отношению к 1990 году, но и по отношению к текущему уровню). А еще во втором периоде Киотского протокола действует правило, что среднегодовые выбросы в период с 2013 по 2020 год не должны в общем случае превышать среднюю величину выбросов за три года: 2008, 2009 и 2010-й, то есть что они как минимум не должны расти. Но у России свой путь. Мы можем и рост выбросов выдать за сокращение. Главное – не робеть.
Понятно по-человечески желание не брать на себя без необходимости слишком жестких обязательств. Непонятно только, как такая цель соотносится с целью сократить выбросы ПГ в глобальном масштабе на 50% к 2050 году, которую Россия поддерживает и разделяет. 
Парадоксально звучит назначение плана мероприятий, который поручено утвердить правительству, – обеспечить установленный объем выбросов ПГ. Если принять во внимание, что текущий уровень выбросов ПГ ниже уровня, установленного указом, то получается, что правительство должно предусмотреть в своем плане мероприятия по увеличению выбросов ПГ к 2020 году. Непонятно только, почему в этом случае для секторов экономики требуется разработать показатели сокращения выбросов. Не означает ли это, что под сокращением выбросов в секторах экономики на самом деле понимается их ограниченный рост при снижении удельных выбросов на единицу продукции?
   
Вообще с этим планом вышла какая-то чехарда. В указе сказано, что он (указ) выпущен «в целях реализации Климатической доктрины РФ». Климатическую доктрину подписал в 2009 году президент РФ Дмитрий Медведев. В 2011 году правительство РФ по поручению президента РФ утвердило комплексный план реализации Климатической доктрины до 2020 года. Соответствующее распоряжение № 730-р от 25 апреля 2011 года подписал премьер-министр Владимир Путин. А спустя два года уже президент РФ Владимир Путин в порядке алаверды  издает свой указ и поручает правительству во главе с Дмитрием Медведевым утвердить новый план в целях реализации все той же Климатической доктрины.
Как говорится, круг замкнулся: с Медведева начали, Медведевым закончили. А что дальше? Чем нехорош прежний план Путина, что дополнительно к нему потребовался план Медведева? Чем этот новый план должен отличаться от старого? Должен ли он опираться на принятые правительством программы, предусматривающие, в частности, снижение энергоемкости ВВП на 40%, увеличение доли электроэнергии, вырабатываемой из возобновляемых источников, до 4,5% и доли утилизируемого попутного нефтяного газа до 95%? Какие дополнительные мероприятия следует в него включить? Или достаточно собрать воедино ранее утвержденные согласованные мероприятия и просто оценить их в тоннах СО2-экв. – вот вам и новый план?
Может быть, правительству воспользоваться тем, что фактические выбросы ПГ ниже установленного в указе предельного уровня, и уже сейчас, не дожидаясь конца 2020 года, отчитаться о досрочном выполнении указа (то есть о досрочном достижении поставленной цели сокращения выбросов) без утверждения плана мероприятий и независимо от него? Или план имеет самостоятельную непреходящую ценность и без его утверждения указ нельзя будет признать выполненным?
Все может быть. Российская политика в области сокращения выбросов ПГ имеет, как мы убедились, свои национальные особенности. И эта, пожалуй, главная из них.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1147
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3091
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1744
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2092

Другие новости