0
2180
Газета События Интернет-версия

12.01.2001 00:00:00

В разгадке трагедии "Курска" наступил перелом

Тэги: Спасский, Курск, ЦКБ Рубин


НЕЖДАННО-НЕГАДАННО 10 января генеральный директор - генеральный конструктор Центрального конструкторского бюро "Рубин" академик Игорь Спасский выступил с публичным заявлением о причинах гибели атомной подводной лодки "Курск", недвусмысленно дав понять, что "имеет достаточно полное представление обо всем процессе аварии". Он добавил, что "это редчайший случай, который привел к такой масштабной трагедии... могу лишь сказать, что сегодня мы очень близки к разгадке". При этом академик сослался на некие документы, добытые водолазами из четвертого отсека затонувшей субмарины, и ее фрагменты, поднятые со дна Баренцева моря.

Однако слова Игоря Спасского отказался расшифровать кто-либо из состава правительственной комиссии, выразив крайнее удивление его сенсационному заявлению. Такая же реакция последовала от должностных лиц и специалистов в российском ВМФ, связанных с расследованием трагедии подводного крейсера. Главные же должностные лица правительственной комиссии по странному стечению обстоятельств отсутствовали в Москве: главком ВМФ Владимир Куроедов проводит инспекцию на Каспийской флотилии, а место пребывания главы Госкомиссии, вице-премьера Ильи Клебанова остается неизвестным. Очевидно, что генеральный конструктор атомного подводного флота, воспользовавшись ситуацией, решил упредить разрастающийся в последнее время поток обвинений относительно технического несовершенства отечественного подводного флота и, более того, взять в свои руки инициативу по формулированию основной причины гибели "Курска" и доведению ее до широкой общественности. Тем более что это произносилось в международном бизнес-центре "Нептун" в Санкт-Петербурге, где находились представители иностранных фирм и организаций, задействованных в подъеме атомохода "Курск" летом этого года, а также российские и иностранные журналисты.

Несмотря на заявление академика Игоря Спасского, члены правительственной комиссии по-прежнему официально говорят о трех основных версиях гибели подлодки (столкновение с иностранным кораблем, подрыв на мине периода Второй мировой войны и нештатная ситуация с практической торпедой в первом отсеке). Тем не менее после откровения Игоря Спасского можно утверждать, что в действительности в их среде уже давно доминирует лишь версия о самопроизвольном возгорании и последующем детонировании боезапаса на борту субмарины, то есть внутренних причин, выстроенных по оси человек-техника. Во всяком случае, тон его заявлений не оставляет сомнений в том, что в среде технических специалистов версия о подводном столкновении и подрыве на мине Второй мировой войны признаются маловероятными.

Совершенно очевиден также и тот факт, что в этой ситуации академик Игорь Спасский стремительно пытается перевести стрелку обвинений от технической конструкции подводных кораблей к неудовлетворительной подготовке личного состава или же преступной халатности по техническому обслуживанию подводного корабля и его вооружения. Разумеется, в свете заявлений академика Спасского весь огонь критики, вызванный трагедией АПЛ "Курск", должен быть перенесен на командование ВМФ, которое-де должным образом не готовило подводников и не следило за техническим состоянием атомного крейсера.

АПЛ "Курск" вошел в состав ВМФ пять лет назад, однако на его счету всего один выход на боевую службу в 1999 г. Хотя командование Северного флота и дало высокую оценку средиземноморскому походу, тем не менее совершенно очевидно, что этого вовсе не достаточно для должной выучки личного состава. Естественно, при снисходительном отношении командования и других рангов должностных лиц отсутствие напряженной боевой службы расслабляюще воздействовало на людей. Чувство апатии к службе, безусловно, вызывали и социальные неурядицы, низкое денежное содержание, а временами и его многомесячные задержки, особенно в период с 1995 по 1999 г. Конечно, в этих условиях рассчитывать на качественное обучение и подготовку моряков практически невозможно, на что самым прямым образом намекает академик Спасский.

С другой стороны, также всем хорошо известно, что за последнее пятилетие на флоте обострился кризис пополнения запасными частями и комплектующими изделиями для замены элементов вооружения и военной техники, выработавших свой ресурс. Поэтому сложнейшие комплексы оружия и техники не обеспечивались необходимыми регламентными работами, в процессе эксплуатации подлодки все чаще и чаще выручала природная смекалка личного состава.

Откровения академика Спасского практически сдают с головой те выводы и суждения, которые комиссия строго хранила в тайне, заявляя, что реальную картину трагедии "Курска" можно будет установить только после его подъема на поверхность, то есть не ранее чем через полгода. Генеральный конструктор ЦКБ "Рубин" сократил этот срок. В искренности его заявления убеждает присущая ему экстравагантность.

Во всяком случае, уже сутки, как никто из должностных лиц не берется прокомментировать его высказывания - как будто находятся в состоянии глубокого транса. Такое впечатление, что он попал в самую точку.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Михаил Сергеев

Регулярные пассажирские морские рейсы на Дальнем Востоке поддержат из бюджета

0
1487
Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Георгий Соловьев

Как Центр управления регионом меняет правила игры для предпринимателей

0
895
Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Анастасия Башкатова

В новой классификации домохозяйств появились не только "одиночки", но и "пустые гнезда"

0
1296
Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

0
847

Другие новости