0
1999
Газета События Интернет-версия

14.07.2003 00:00:00

Небесные беспризорники

Тэги: самолеты, аваикатастрофы, жертвы, состояние


самолеты, аваикатастрофы, жертвы, состояние Списанная советская авиатехника продолжает летать по неписаным законам.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

Число владельцев частной авиационной техники в России с каждым годом растет. А частный авиабизнес - один из наиболее стремительно развивающихся. По оценкам специалистов Федерации любителей авиации (ФЛА), в которой состоят около 20 тысяч человек, по темпам роста он обгоняет развитие мобильной связи, интернета и спутникового телевидения. Каждый год число владельцев личной авиатехники увеличивается на несколько сотен. По свидетельствам владельцев частных аэроклубов, в солнечные выходные на небольших аэродромах неба не видно из-за взлетающих один за другим самолетов.

Крылатые призраки

В то же время состояние большинства находящихся в личном пользовании крылатых и винтовых машин, по мнению специалистов, в ближайшие годы приведет к росту числа катастроф в малой авиации. Как заявил в беседе с корреспондентами "НГ" замначальника департамента по надзору за безопасностью полетов Государственной службы гражданской авиации (ГСГА) Владимир Девяткин, "до 95% бортов, находящихся в личном пользовании, - ранее списанные и проданные по остаточной стоимости машины. В конце 80-х годов находящиеся в удовлетворительном состоянии учебно-спортивные Яки-18 массового производства продавали частным аэроклубам по бросовым ценам. Но сейчас их техническое состояние и осуществляемый за ними контроль оставляет желать лучшего, и потому всплеск аварий и катастроф личной авиатехники неизбежен".

Однако расследованием причин крушений частных воздушных судов ГСГА и другие госавиационные структуры заниматься не будут. Парадоксальность ситуации в том, что в главном авиационном документе - Воздушном кодексе (своеобразной авиационной конституции) понятия "частный авиапарк" попросту нет. Разработанный еще в советское время Воздушный кодекс с тех пор не менялся, и согласно ему российская авиация по-прежнему делится на государственную (к ней относятся военная воздушная техника), экспериментальную (подведомственную Росавиакосмосу) и гражданскую. Именно в гражданскую авиацию входит и так называемая малая авиация. Во всем мире основную ее часть составляют частные самолеты, вертолеты и дельтолеты, а в России и сегодня личных бортов де-юре не существует.

Бесправие воздушной Мекки

Представители аэроклубов признают свое полулегальное положение. Директор объединения пилотов аэродрома "Мячково" (в этой подмосковной Мекке частных авиаторов расположены 26 аэроклубов) Сергей Быков рассказал "НГ": "Юридического понятия "частная авиация" не существует. ГСГА стало обращать на нас внимание только года три-четыре назад. До этого они называли нас НЛО и с нашими интересами не считались вообще. Впрочем, и сейчас мы находимся, по сути, в бесправном положении. Любой чиновник может запретить нам летать".

Отсутствие современной правовой базы привело к тому, что сегодня желающий законно подниматься в небо владелец частного самолета или вертолета должен создать свою авиакомпанию. Для регистрации в госреестре гражданских воздушных судов "крылатому" собственнику необходимо получить свидетельство "воздушного эксплуатанта", которое обязывает его нанять для обслуживания техники пилотов и механиков. Единственная альтернатива - вступление счастливого обладателя "крыльев" во ФЛА - негосударственную общественную организацию. Именно сложности с регистрацией воздушного судна стали камнем преткновения в отношениях между ГСГА и ФЛА. Любители авиации настаивают на упрощении этой схемы и предлагают обратиться к опыту других стран, где самолеты регистрируются также, как автомобили. По словам Сергея Быкова, "при регистрации воздушного судна достаточно выдавать его владельцу государственный регистрационный номер, и если у него есть удостоверение пилота, он можете садиться за штурвал и лететь". В случае же, если хозяин самолета или вертолета решит использовать машину для перевозки грузов или людей, ему просто нужно получить лицензию на этот вид деятельности в соответствующей госструктуре.

Складывается впечатление, что юридическое признание частной авиации выгодно только самим владельцам "крыльев". Но никак не авиационным чиновникам, которым придется взять на себя весь груз ответственности за частный авиапарк и связанные с ним инциденты, а урегулирование спорных вопросов перейдет исключительно в правовую плоскость. Пока же полулегальное существование личного авиатранспорта не только не способствует безопасности полетов, но и делает предлагаемые аэроклубами услуги чрезмерно дорогими (курс обучения мастерству пилота, например, обходится минимум в 6 тысяч долларов). "Отсутствие правовой базы, - сетуют владельцы аэроклубов, - привело к тому, что мы не можем даже дать цивилизованную рекламу - о нас узнают через друзей и знакомых. Ведь популярные прыжки с парашютом, ознакомительные воздушные прогулки и эксклюзивные авиатуры, по сути, являются незаконной деятельностью".

"Простоквашино Airlines"

Пока же владельцы частных авиапарков пытаются легализовать свое положение кто как может. Пилоты одного из аэроклубов в Мячково рассказали: "Бюрократические препоны заставили владельца небольшого самолета построить у себя на даче в деревне Синельниково собственный аэродром. Всеми правдами и неправдами он выкупил большой участок земли перед домом в 200 километрах от Москвы и забетонировал взлетно-посадочную полосу. Теперь его самолет каждые выходные приземляется на официально зарегистрированном аэродроме "Синельниково".

Если в ближайшее время отношение к "варягам" частной авиации, как их называют в госавиаорганах, не изменится, говорят владельцы бортов, Россия имеет все шансы выйти на первое место в мире по числу мелких аэродромов.

Катастрофы частных воздушных судов за последние пять лет

Дата Тип воздушного судна Количество пострадавших Владелец
12 июля 1999 года самолет Як-52 погибли 2 человека Аэроклуб "Дубровицы"
2 июня 2000 года вертолет Gazelle SA-341G погибли 4 человека, в том числе руководитель клиники "Микрохирургия глаза" Святослав Федоров МНТК "Микрохирургия глаза"
12 августа 2000 года самолет СЛ1АВ погиб 1 человек Сергей Нестеров аэродром РОСТО
14 октября 2001 года самолет Як-12 погибли 2 человека Аэроклуб "Клоково"
11 февраля 2002 года самолет Як-52 пострадали 2 человека Первый Московский аэроклуб
11 мая 2002 года вертолет Ми-8 пострадали 10 человек Вертолет был арендован частным лицом
1 марта 2003 года самолет L-410 погибли 11 человек Аэроклуб "Борки"
17 июня 2003 года вертолет Ми-2 погиб 1 человек Аэроклуб "Борки"

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
693
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
815
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
411
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
284

Другие новости