Уже сегодня планируется восстановить движение по Волго-Донскому каналу, где в минувшую среду произошла серьезная авария. На участке канала в Ростовской области вышел из строя десятый шлюз, в результате чего образовалась огромная пробка из барж, танкеров и сухогрузов. Сразу после аварии в пресс-службе Министерства транспорта России заявили, что ремонт займет около трех суток.
Танкер «Санкт-Петербург», следовавший рейсом порт Кавказ – порт Саратов, принадлежащий ООО «Навигатор», зашел в камеру шлюза «снизу» и ошвартовался. После того как нижние ворота закрылись и началось наполнение камеры, противоположные ворота неожиданно самопроизвольно открылись. Танкер был сорван со швартовых, и его отбросило назад. Огромное судно сначала ударилось кормой о ворота нижней части шлюза. Обратной волной его отбросило к верхним воротам, и оно ударилось «носом» в железобетонный гаситель. Чтобы полностью представить себе масштабы произошедшего, стоит отметить размеры танкера: длина 141 метр, ширина 16,9 метра и осадка 3 метра.
Как сообщили в пресс-службе Минтранса, в результате ЧП никто не пострадал, не было и разливов. Причину происшествия установили сразу: заклинило один из механизмов верхних ворот. Почему это стало возможным, вчера выяснить не удалось. В Федеральном агентстве морского и речного транспорта давать комментарии как по поводу аварии, так и относительно состояния канала в целом давать отказались. С организацией, управляющей каналом, «Волго-Донским государственным бассейным управлением водных путей и судоходства», связаться вчера не удалось.
Волго-Донской канал является одним из важнейших элементов в транспортной сети при перевозке нефтепродуктов, объяснил корреспонденту «НГ» заведующий лабораторией проблем управления транспортными системами Института проблем транспорта РАН доктор технических наук Олег Кокаев. По его словам, на данный момент финансирования хватает только для того, чтобы поддерживать сооружение в рабочем состоянии. «Если измерять по пятибальной системе состояние шлюзов, то оно будет на четверку с минусом или троечку с плюсом», – говорит Олег Кокаев. Однако положение «Волго-Дона» далеко не самое худшее. «Например, на канале «Волго-Балт» еще используются системы, которые работают с момента пуска сооружения, то есть конца 20-х – начала 30-х годов, – заметил Олег Кокаев. – Оборудование не отвечает технологическим возможностям сегодняшнего дня. А вот если, например, произойдет серьезная авария на «Волго-Доне» и разрушатся первые и вторые шлюзы, которые располагаются ближе всего к Волгограду, то это может привести к затоплению некоторых районов города».
По подсчетам эксперта, в результате нынешней аварии в общей сложности судовладельцы потеряют сотни тысяч долларов плюс суммы штрафов, которые потребуют получатели грузов в случае несвоевременной отгрузки.