0
1414
Газета События Интернет-версия

06.10.2010 00:00:00

Архиепископ против гайдамаков

Юрий Алексеев

Об авторе: Юрий Борисович Алексеев - журналист.

Тэги: украина, евреи, геноцид


На официальном сайте архиепископа Тульчинского и Брацлавского Ионафана (Елецких) 22 сентября было опубликовано резонансное заявление. Пожалуй, впервые в истории Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП) ее архиерей открыто предложил задуматься о моральной ответственности и о возможности принести покаяние за массовый геноцид евреев Украины времен гетмана Богдана Хмельницкого.

«Освободительная всенародная война против многовекового польского экономического, национального и религиозного гнета, увы, сопровождалась, как полагают некоторые исследователи, изощренным пролитием крови сотен тысяч евреев: стариков, отцов, матерей, младенцев и детей. Жить дозволялось только «выкрестам» – иудеям, принявшим под угрозой смерти православие┘ По-нынешнему это деяние могло бы подпасть под действие криминальной статьи о преступлениях против человечности или статьи о массовых военных преступлениях против мирного населения по этническо-религиозному признаку. Если это имело место, то пусть память о невинных жертвах пребудет в вечной памяти Божией!.. И нам, потомкам и наследникам украинских казаков, пришла, видимо, пора заглянуть в прошлое и исследовать его – пора вскрыть гнойники антисемитизма и этношовинизма в своей далекой тяжкой истории и, если потребуется, пора просить прощения за геноцид перед потомками тех, кто был незаконно лишен жизни на нашей украинской земле за еврейскую или иную национальность и религию, – просить прощения для нашего же очищения, дабы подобное никогда больше не повторилось», – заявил архиепископ Ионафан.

Данная позиция, мягко говоря, сильно контрастирует если не с доминирующими, то весьма влиятельными настроениями в юго-западных епархиях православных Церквей. Достаточно вспомнить нашумевшую антисемитскую акцию 13 декабря в Кишиневе, когда около сотни ультраправославных прихожан храма Блаженной старицы Матроны перевернули и разбили праздничную ханукию – иудейский ритуальный светильник, установленный в центре города с разрешения властей. Да и в самой Украине празднование Рош А-Шона евреями-хасидами в Умани регулярно знаменуется массовыми стычками с мирным населением, апофеозом которых стало убийство хасида 26 сентября с.г.

Приблизительно в то же время под Киевом национал-патриотические политики и деятели культуры проводили фестиваль «Гайдамак.ua», на котором, по данным представителей Партии регионов, исполнялись песни весьма провокационного, в том числе антисемитского, содержания. Правда, организаторы фестиваля эти факты категорически отрицают – но уже название акции само по себе ассоциируется с восстанием гайдамаков 1768 года, ознаменовавшимся массовой резней евреев в Умани и других городах Правобережной Украины.

Впрочем, антисемитские настроения в Украине и Молдове давно являются секретом Полишинеля. В новейшей истории Украины еврейский фактор широко используется в политической борьбе – в основном для черного пиара против конкурентов.

Куда более интересным является поиск ответа на вопрос: какие цели преследовал архиепископ Ионафан, делая свое неожиданное заявление? Показать Западу наличие политкорректной культуры в автокефалистских кругах УПЦ МП? Или, наоборот, скомпрометировать перед Западом собственных национал-патриотов, для которых память о всех без исключения деяниях их предков-казаков является священной и достойной подражания?

Если обратиться к биографии архиепископа, более вероятной представляется вторая версия. Всю свою жизнь архиерей боролся за сохранение связей украинского православия с Москвой. Он даже был за это лишен сана тогда еще экзархом Украины митрополитом Филаретом (Денисенко). Сан опальному епископу был возвращен лишь после низвержения подавшегося в раскол Филарета, провозгласившего себя Киевским Патриархом. Да и в последующие годы архиепископ Ионафан испытал немало невзгод за свои убеждения. Сначала его в 2000 году сместили с влиятельного поста управляющего делами Киевской митрополии. А в 2006 году за протесты против церковной политики президента Виктора Ющенко перевели из миллионной Херсонщины возглавлять Тульчинскую епархию, центр которой представляет собой маленький город с населением в 16 тыс. человек.

Представляется, что своим заявлением архиепископ Ионафан заявляет претензии на лидерство в ранее почти незаметном лагере «просвещенных москвофилов». Так уж повелось в УПЦ МП, что ныне почти все ее «либералы» в той или иной мере привержены идее автокефалии. Зато сторонники союза с Москвой, олицетворяемые фигурой митрополита Одесского Агафангела (Саввина), опираются на силы вроде Союза православных граждан, имеющего, напряженные отношения с иноверцами.

Однако ни та, ни другая идеология не могут удовлетворить правящую в Украине Партию регионов, как заботящуюся о хорошем имидже в глазах Запада, так и стремящуюся к более тесным и дружеским отношениям с Москвой, в том числе и в церковной политике. Выступление православного архиепископа, ранее известного как «ярый москвофил» и одновременно «либерал», заполняет этот идейный вакуум. Новый проект может быть скоро востребован высшим руководством Украины и Церковью – как и сам архиепископ Ионафан, для которого Тульчинская епархия давно стала слишком тесной.

Киев


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1894
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4527
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2469
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2822

Другие новости