0
5033
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

18.06.2014 00:01:07

Пророки и свободное Отечество

Роман Лункин

Об авторе: Роман Николаевич Лункин – ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН.

Тэги: украина, христианство, церковь, православие, конфликт, рпц, майдан, баптисты


украина, христианство, церковь, православие, конфликт, рпц, майдан, баптисты РПЦ отрицает свою вовлеченность в украинский конфликт. Фото Reuters

Религия отнюдь не запрограммирована на участие в конфликтах, на религиозную мотивацию фундаментализма и экстремизма. Но внимательный взгляд может увидеть в мировоззрении Церквей и их лидеров не только веру и богословские истины, но и политические интересы и иллюзии. Сложнее всего церковным лидерам расставаться с иллюзиями, и именно социальные конфликты часто показывают реальное положение вещей. Эксперты оценили роль религии в социально-политической жизни в странах Евросоюза и на постсоветском пространстве 4 июня на конференции «Религия в рамках социальных конфликтов: опыт и геостратегия России и Европы» в Институте Европы РАН. Как отметил и.о. директора Института Европы Алексей Громыко, многие социальные конфликты были пропитаны религиозным духом, а в Европе большинство войн носило религиозную окраску. В условиях глобализации религиозный фактор начинает играть еще большую роль, чем раньше, параллельно с нарастанием конфликтогенности и противоречий между разными мировыми религиями.

Священник Роман Богдасаров, заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества РПЦ, отметил: «В современной России сложилась уникальная ситуация, когда Церковь и власть стали строить отношения на принципе светскости, невмешательства в дела друг друга». По словам Богдасарова, в рамках сегодняшнего партнерства государства и Церкви возникают разные риски. Создается неправильный образ того, что Церковь и власть «спелись» и что они все согласуют между собой. А у представителей государственного аппарата возникает «головокружение от успехов», и чиновники стремятся найти рычаги для управления Церковью, что в Церкви стараются пресекать.

Самостоятельность позиции РПЦ подтверждается теми заявлениями иерархов, которые они делали и делают в ходе украинского кризиса, и политикой РПЦ за пределами России в целом. По мнению Сергея Филатова, старшего научного сотрудника Института востоковедения РАН, мало кем осознается тот факт, что Московский Патриархат никогда не заставлял свои поместные Церкви в других государствах, в Прибалтике или в Украине, принимать ценности «русского мира» и «русской цивилизации». Православные Церкви, подчиненные РПЦ, поддерживают наилучшие отношения с национальными властями. При этом РПЦ отнюдь не поощряет националистов и сглаживает империалистические устремления представителей русской диаспоры, если они есть. Как отметил Филатов, те компромиссы, на которые идет Московский Патриархат, чтобы сохранить свое присутствие в Украине, вынуждают ее отказаться почти от всего того, чего боятся и украинские демократы-западники, и украинские националисты – насаждения авторитаризма, тиранических политических ценностей, русификации.

В постсоветское время РПЦ вышла за рамки национальных границ и, кроме того, пытается за российскими рубежами сотрудничать с чем-то близкими ей конфессиями. Это сотрудничество является фактором, способствующим (пусть пока что не очень сильно) изживанию неприязни духовенства РПЦ к правам человека, политическим свободам и демократии, смягчению ксенофобских настроений среди имперски и националистически настроенных слоев населения. Благотворное влияние заграничной деятельности РПЦ в значительной степени недооценивается общественностью – и российской, и стран, где находятся общины РПЦ. По словам Филатова, причина в следующем: как российские империалисты и националисты, так и наши либералы вместе с национальными лидерами Украины видят в РПЦ a priori силу, продвигающую интересы «российского империализма».

Неожиданное исследование Александра Паршакова (Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова) по украинскому регионализму показывает, что делить Украину по конфессиональному признаку на Запад и Восток в настоящее время непродуктивно – миграция и распространение структур различных Церквей по всей стране сделало это деление слишком условным и стереотипным.

Протестантские Церкви Украины и России оказались в более сложном положении и в силу многообразия мнений, и в силу того, что российские протестанты встали перед проблемой отмежевания от украинского протестантизма. В связи с этим часть лидеров евангельских Церквей России вынуждена была резко реагировать на события и осуждать украинские власти, чего не делала даже РПЦ. Виталий Власенко, глава Отдела внешних связей Российского союза евангельских христиан-баптистов (РСЕХБ), заявил, что баптисты понесли имиджевый урон в России из-за того, что и.о. президента Украины был баптист Александр Турчинов, как будто бы именно баптисты сделали революцию в Украине. В конце мая во время съезда РСЕХБ была принята жесткая резолюция по Украине, которая ударила по двусторонним связям. Однако баптисты в России, по словам Власенко, твердо стоят на библейском основании – «с мятежниками не сообщайтесь»: «На майдане произошло незаконное свержение власти, и мы негативно к этому относимся. Украинское общество не желает националистической конфронтации, украинский народ хочет перелистнуть эту страницу своей истории».

Вместе с тем не все так просто в столь демократичной среде, какой является евангельское движение. Основные споры между украинцами и россиянами ведутся в социальных сетях, на украинских сайтах публикуются статьи о разочаровании позицией российских баптистов и пятидесятников. Однако основная масса евангельских верующих России скорее с сочувствием относится к стремлению украинских пасторов защищать целостность своей страны, одновременно и лидеры Церквей в Донецке или Луганске устраивают «молитвы за Украину» с украинскими флагами и вывозят беженцев с угрозой для своей жизни. В России фактически только баптисты сделали реверанс в сторону власти, чтобы проявить лояльность и обезопасить себя от обвинений в «революционности», в том, что они являются «пятой колонной» (после оранжевой революции 2004–2005 годов такие заверения в лояльности власти делал глава РОСХВЕ пятидесятник Сергей Ряховский).

Каковы же рецепты европейских Церквей по созданию мира и гармонии в обществе? Открытость Церкви, близость к людям и их проблемам, преодоление своих комплексов в процессе диалога с другими христианами или с мусульманами, индуистами и т.д. – это качества, которые меняют мировоззрение Церквей и их лидеров. Это хорошо видно на примере политики Папы Франциска, риторика которого много значит для простых верующих и приходских священников, глав епархий, которые вынуждены следовать новым стандартам скромности, общения с молодежью, с прессой, даже с харизматами (хотя старое поколение куриальных бюрократов Папе Франциску, бесспорно, сложно менять столь регулярно, как двигает и снимает епископов Патриарх Кирилл).

В Европе, пожалуй, самым ярким примером интеграции Церкви в обществе является ситуация в Швеции. По словам Ольги Чернышевой, ведущего научного сотрудника Института всеобщей истории РАН, около 1,5 млн человек находятся в сфере влияния Церкви Швеции и ее социальных проектов. С 1571 года действует закон о призрении бедных, согласно которому приход на территории, которую он окормляет, должен помогать нуждающимся. Многие приходы приглашают к себе мигрантов, обучают их шведскому языку, монастыри устраивают пансионаты для приезжающих в Швецию, организуются встречи с мусульманами. Начиная с 2005 года лютеранская Церковь также выступает за гуманизацию иммиграционного законодательства, несмотря на противодействие различных партий, прежде всего националистов из Партии шведских демократов.

Россия как составная часть Европы воспринимает и развивает основные нормы диалога, в особенности между христианскими Церквами. Среди российских регионов уникален опыт Волгоградской области в организации широкого межконфессионального диалога, обучающих семинаров и круглых столов не только для религиозных лидеров, но и для чиновников на разных уровнях власти. В Карелии реальный, а не декларативный диалог священнослужителей сложился в рамках межрелигиозных встреч на Валааме с участием православных священнослужителей, лютеран, пятидесятников и мусульман. Правда, открытость местной епархии РПЦ, сотрудничество не только с лютеранами, но и с пятидесятниками вызывает раздражение и критику у целого ряда священнослужителей РПЦ, которые служат в районах и выступают с антисектантских позиций.

Многим кажется, что исторические Церкви монолитны, а мировоззренческие принципы их лидеров предопределены, но это не так: главное – разглядеть пророков в своем Отечестве, которые в настоящем рисуют контуры будущей свободной и демократичной Церкви.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1371
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
686
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3635
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2828

Другие новости