0
10092
Газета Факты и комментарии Печатная версия

20.02.2024 14:14:00

Искусство сделки с набожной Америкой

Как Дональд Трамп «взломал» религию

Анастасия Коскелло

Об авторе: Анастасия Сергеевна Коскелло – журналист.

Тэги: трамп, республиканская партия, сша, америка, консерваторы, евангелики, католики, выборы


трамп, республиканская партия, сша, америка, консерваторы, евангелики, католики, выборы Фото Reuters

Трижды женатый, владелец казино, герой многочисленных сексуальных скандалов, карикатурный «мистер Твистер», «разрушитель морали»... Тем не менее голосовать за Дональда Трампа на президентских выборах сегодня призывают пасторы, раввины, священники, телепроповедники и интернет-гуру всех мастей. Один из парадоксов популярности Трампа среди американских избирателей – в том, что, с одной стороны, о личной религиозности этого кандидата в президенты сказать практически нечего, и он вовсе не изображает из себя ни примерного христианина, ни образец морали (что ранее всегда считалось важным для потенциального американского лидера), но, с другой стороны, именно верующие люди представляют собой ядро его электората. Причем его поддержка не ограничивается какой-то одной конфессией. Весь религиозно-консервативный фланг общества (по типологии социологической службы Pew Research Center, так называемые консерваторы веры и флага, Faith and Flag сonservatives) – на стороне Трампа. Как это стало возможным?

Прежде всего это результат многолетней системной аналитической работы команды Трампа. Взаимоотношения 45-го президента с конфессиями, его обращение с религиозным контекстом опираются на социологические данные и системный анализ, а также на личные идеи самого Трампа, изложенные в его знаменитой книге «Искусство сделки» (1987). Кроме обычных правил построения бизнеса («мыслите масштабно», «знайте свой рынок» и пр.) автор отмечает некоторые оригинальные вещи, касающиеся его личного поведения. Например: «Я играю на фантазиях людей. Люди не всегда могут мыслить по-крупному самостоятельно, но их по-прежнему волнуют те, кто может. Поэтому немного преувеличений никого не обижает. Люди хотят верить во что-то большое, великолепное и зрелищное». Именно в сочетании холодных цифр и харизмы кандидата – ключ к пониманию «эффекта Трампа», в том числе в религиозной сфере.

Социологи, в частности Pew-центр, многократно отмечали связь между политическими взглядами и религиозной и расовой принадлежностью американцев. Еще в 2016 году белых протестантов-евангеликов называли «секретным оружием» Трампа. На выборах 2016 года, согласно данным Pew, из белых протестантов евангелического направления 81% были за Трампа (против 16% за Хиллари Клинтон). Тогда же прояснилась парадоксальная поддержка Трампа избирателями-католиками, которые до этого считались скорее аудиторией демократов (60% были за Трампа и только 37% – за Клинтон).

Связка «белые верующие голосуют за республиканцев» укрепилась и в кампании 2020 года (поэтому, по данным Pew, за Трампа тогда проголосовали 85% избирателей-евангеликов и 63% белых католиков). Точно так же, как и связка «темнокожие-атеисты и нерелигиозные голосуют за демократов» (поэтому из категории «атеисты и агностики» в 2020 году, по данным Pew, 86% были за ставшего 46-м президентом Джозефа Байдена). В отношении нехристианских конфессий также все распределилось достаточно четко: мусульмане, буддисты, индуисты и другие гораздо чаще голосуют за демократов, чем за республиканцев. В 2020 году, по данным Pew, 64% избирателей этой категории поддержали Байдена, а Трампа – в два раза меньше. Отдельных данных по православным верующим США нет, однако и здесь все достаточно однозначно: глава Американской архиепископии Константинопольского патриархата открыто поддерживает Байдена и Демократическую партию. Можно сказать, что в 2020 году среди религиозных групп США рейтинг Трампа был «зеркальным отражением» рейтинга Байдена. Иначе говоря, республиканцы и демократы очень четко «поделили» религиозную аудиторию.

Успех Трампа среди «белых христиан», особенно среди евангеликов, – загадка, над которой бьются его политические противники. Теолог Марсия Пэлли, автор книги «Белые евангелики и правый популизм: как мы сюда попали?» (2022), полагает, что Трамп – обыкновенный демагог и манипулятор, который смог увлечь евангеликов популистскими лозунгами и сыграть на страхе американцев перед экономическими трудностями и растущей ксенофобии белых американцев ввиду наплыва мигрантов.

По мнению политолога Филипа Горски, картина несколько сложнее: «Риторика Трампа глубоко резонировала с евангелистским мировоззрением, хотя и неочевидным образом». «Белые евангелики, голосовавшие за Трампа на праймериз, голосовали не отдельно как белые и не как евангелики, а в совокупности этих характеристик. Они голосовали как белые христианские националисты, – отмечает Горски, – которые считают, что Соединенные Штаты были основаны (белыми) христианами и что (белые) христиане находятся под угрозой превращения в преследуемое (национальное) меньшинство. Для них «снова сделать Америку великой» означает снова сделать белое христианство культурной доминантой».

Парадокс в том, что сам по себе Трамп не представляет собой ни практикующего евангелика какой-то конкретной из церквей, ни даже «белого христианского националиста». Но трампизм смог стать своего рода секуляризированной версией этого белого христианского национализма – по аналогии с политическим исламом руководства Ирана. Протестанты и значительная часть католиков прекрасно понимают, что Трамп – не один из них, и даже ценят то, что он не пытается их в этом отношении обманывать. И это тоже одна из эффективных техник Трампа, описанная в «Искусстве сделки»: «Когда мне задают жесткий или провокационный вопрос, я стараюсь так построить ответ, чтобы он звучал позитивно, даже если при этом приходится несколько отклониться от темы». Так, во время кампании 2020 года вопрос о том, можно ли считать Трампа пресвитерианином, или он просто лжет, регулярно поднимался его противниками. В результате Трамп, для которого подобная дискуссия была явно невыгодной, вместо «оборонительной» выбрал «наступательную» тактику: он заявил, что он – больше, чем просто пресвитерианин, и предложил воспринимать себя как покровителя всех христиан вообще. «Хотя в детстве меня конфирмовали в пресвитерианской церкви, теперь я считаю себя внеденоминационным христианином», – заявил тогда Трамп. Что скорее привлекло, чем оттолкнуло его потенциальных сторонников (подробнее в «НГ» от 27.10.20).

Важно, что Трамп выступает не столько в качестве политика-христианина, а скорее в качестве защитника интересов верующих. Один из главных его лозунгов – «Мы больше никогда не допустим, чтобы верующих притесняли, запугивали или затыкали им рот!» (2017) – остается актуальным и в кампании 2024 года. Трамп не говорит особенно много о своих собственных религиозных взглядах, но как политик отстаивает те позиции, которые важны для верующих – в частности, по таким вопросам, как институт семьи, однополые браки и аборты.

При этом технология взаимодействия Трампа с верующими, безусловно, высокопрофессиональна и постоянно совершенствуется. В отношении каждой конфессии нельзя не заметить своих нюансов. Так, во взаимодействии с правыми евангеликами ключевая тактика на данный момент – это микротаргетинг. В отличие от своих предыдущих кампаний в 2024 году команда Трампа в качестве основной ударной силы использует не столько знаменитых пасторов, собирающих стадионы (хотя и они по-прежнему актуальны), сколько религиозных лидеров «средней руки», популярных в Сети. Пример «пасторов Трампа» – Шон Фейхт (304 тыс. подписчиков в Instagram) и Грег Локк (226 тыс. подписчиков). У остальных проповедников может быть 100–200 тыс. подписчиков или даже меньше, но вместе они составляют огромный массив. У «пасторов Трампа» разные богословские взгляды, но на начало 2024 года они сходятся в одном: «Вы не можете быть христианином и голосовать за демократа». Ядро этого массива – так называемые независимые харизматы. Они не входят ни в одну из крупных религиозных организаций и часто называют себя «внеконфессиональными христианами» или «просто христианами». Их аудитория – преимущественно сетевая. Их последователи могут редко посещать обычные церкви и предпочитают слушать проповеди в своем телефоне.

Сообщество «пасторов-трампистов» – довольно сложно организованное. Часть из них объединена в группы. Например, Джексон Ламейер из Талсы основал организацию под названием Pastors4Trump и утверждает, что в ней – 7 тыс. пасторов. Но в целом сеть «пасторов MAGA» децентрализована и в этом плане абсолютно неуязвима. Противники Трампа уже называют их «главной угрозой демократии». Перевес в сторону сетевой аудитории наблюдается и у правых пасторов-звезд. Например, у Джентезена Франклина, пастора мегацеркви Free Chapel в Джорджии, которого иногда называют «духовным советником Трампа», собственно членов церкви 25 тыс., но подписчиков в соцсети X (бывший Twitter, заблокирована в РФ) – больше 1 млн. Кроме того, трамписты активно работают с теми политиками, среди подписчиков которых много религиозных людей (например, губернатор Флориды Рон Десантис или вице-губернатор Северной Каролины Марк Робинсон).

Демократические лидеры шокированы успехами Трампа на евангелистском поле. «Это тектонический сдвиг во власти», – говорит Мэтт Тейлор из Балтиморского института исламских, христианских и еврейских исследований, автор книги о харизматических евангеликах и ​​их связях с Трампом. «У вас есть все эти пасторы, за отношения с которыми 20 лет назад вас бы высмеяли, – говорит Тейлор. – Но теперь они управляют процессом».

Успех Трампа среди американских католиков еще более удивителен, поскольку сложилась эта позиция в обход папы Римского Франциска. Несмотря на то что сам папа состоит в фактическом альянсе с демократами, команда Трампа освоила «окольные пути» к сердцам верующих через нецерковные каналы. Один из них – CatholicVote, лоббистская структура, официально никак не связанная с Ватиканом. Недавно она прямо призвала всех католиков и «людей доброй воли» голосовать за кандидата от республиканцев. Еще в 2016 году глава CatholicVote Брайан Берч выступал против Трампа, заявляя, что тот «слишком проблематичен во многих отношениях, чтобы получить наше одобрение». Начиная с 2020 года Берч – союзник Трампа, причем он подчеркивает, что Трамп – «не просто кандидат, а национальный лидер».

Одним из факторов потепления в отношениях Трампа с католической Америкой стал так называемый конституционный агностицизм Конференции католических епископов США (USCCB), который отказался осудить штурм Капитолийского холма 6 января 2021 года. Епископы не высказывались за Трампа, но они и не высказались против. Демократически настроенных европейских католиков эта ситуация откровенно страшит. Как отмечает издание La Croix, «по сравнению с 1980-ми годами Католическая церковь сегодня не может или больше не желает быть явно на стороне демократии, как это было во время «третьей волны» демократических революций в конце XX века». По словам обозревателей, у нынешних правых американских католиков «более подрывная повестка дня, чем у предыдущего поколения постлибералов». Возрастающая роль правых в американском католицизме сопровождается прогрессирующей апатией католиков-демократов, особенно молодежи. «Эти молодые избиратели не перейдут на другую сторону и не проголосуют за кандидата от Республиканской партии, но их апатия может подорвать энергию католического голосования за Байдена», – отмечает La Croix.

Ухудшить позиции Трампа в католической среде, безусловно, способен Франциск. Папа-аргентинец слишком сильно связан с латиноамериканским миром, чтобы поддерживать Трампа – известного противника миграции. Во время кампании 2020 года папа прямо осудил Трампа за возведение заградительной стены между США и Мексикой. «Человек, который думает только о строительстве стен где бы то ни было, а не о наведении мостов, – не христианин», – заявил тогда Франциск. Впрочем, Трамп удачно парировал, заявив, что «глубоко уважает папу Римского», который «делает очень хорошее дело», и что папе, видимо, просто «предоставили неверную информацию о Мексике». А на фоне нынешнего обострения на границе с Техасом понтифик едва ли опять поднимет эту тему.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Америке досталось от Макрона сильнее, чем России

Америке досталось от Макрона сильнее, чем России

Данила Моисеев

В предвыборной речи французский лидер отметил важность курса на независимость Европы

0
2473
США пытаются купить спокойствие для Красного моря

США пытаются купить спокойствие для Красного моря

Игорь Субботин

Американцы готовы снизить давление на хуситов в обмен на прекращение атак на суда

0
2809
Запад намерен завалить ВСУ оружием и пополнить релокантами

Запад намерен завалить ВСУ оружием и пополнить релокантами

Владимир Мухин

Арест замминистра обороны никак не сказался на ходе СВО

0
5062
В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
1940

Другие новости