0
17025
Газета Вера и общество Печатная версия

28.04.2022 17:57:00

Александр Минкин. "Распни его!" орал народ. Как это было 1989 лет назад

Александр Минкин

Об авторе: Александр Викторович Минкин – журналист.

Тэги: библия, евангелия, христос, казнь, народ, общество, синедрион, антисемитизм


библия, евангелия, христос, казнь, народ, общество, синедрион, антисемитизм Всенародного требования казни не было. Андреа Монтанья. Распятие. 1457–1460. Лувр

Диктатор обратился к собравшемуся на площади народу с вопросом: «Кого из приговорённых к смерти помиловать: грабителя-убийцу или бродягу-проповедника? Весь народ, указывая на Иисуса, орал: «Распни его!»

Вопрос: откуда это известно? Ответ: из Евангелия от Матфея, от Марка, от Луки.

Вопрос: что же там было на самом деле? кто этот «весь народ»?


Когда говорят о единстве власти и народа… Старая советская формула «Народ и партия едины» упразднена, ибо тогда была одна партия (КПСС), а теперь их много, и если начнёшь уточнять, с какой партией народ един, то получится, что никакого единства нет. Но его и так нет. Даже по самым важным вопросам (доверие к президенту) есть разногласия. Доверчивых, оказывается, 80%. А значит, 20% – недоверчивые. В России это 22 миллиона взрослых. Но не будем углубляться – для нашей темы это не имеет значения. Главное: абсолютного единства не бывает.

...Итак, 1989 лет назад весь народ орал «Распни!». Однако тогдашний Израиль, хоть и маленькая страна (по сравнению с Россией или с тогдашней Римской империей), но всё же состоящая не из одной лишь столицы. Да и вся ли столица, весь ли Иерусалим собрался на площади и орал? Конечно, нет.

Весь народ? Поговорку «два еврея – три мнения» никто не отменял. Никакой партии «Единый Израиль» не существовало и не могло существовать. Фарисеи, саддукеи, ессеи… Даже единого Израиля не было. Еврейская страна была разделена на несколько государств: Иудею, Самарию, Галилею и т.д. (так же, как впоследствии долго не было единой России, а были княжества: Ростовское, Ярославское, Киевское, Тверское, Московское, Смоленское... всех не упомнишь).

За Иисусом ходили толпы поклонников. Однажды Он пятью хлебами накормил более 5 тысяч человек (Евангелие от Матфея и Евангелие от Марка). В другой раз Иисус семью хлебами и несколькими рыбёшками накормил более 4 тысяч человек (Евангелие от Марка и Евангелие от Матфея).

На самом деле накормленных было минимум втрое больше. Потому что евангелисты (в одном случае сказав 5 тысяч, а в другом случае 4 тысячи) всякий раз добавляют: «кроме женщин и детей». А детей тогда у всех было много.

Свидетелями чудес, значит, были десятки тысяч поклонников, они верили каждому Его слову, потому Он и стал опасен для первосвященников, для Синедриона (по-теперешнему, для патриархии). Они увидели в Нём смертельно опасного для них конкурента, претендента на духовную власть.

Дальше всё просто. Первосвященники идут к местному диктатору, договариваются. А потом – «организовывают народ».

Автобусов тогда не было, но метод, разумеется, был вечный: разнарядка. Какая разница, куда? На Форум, на Болотную, в Лужники, на Поклонную, на Сахарова, на Васильевский спуск. Каким-то образом люди всегда знают, когда и куда идти и что кричать.

А потом в официальном отчёте будет написано: «Весь народ осудил. Весь народ требовал «распни!»

Исторических примеров не перечесть. Карамзин, например, описывает, как весь народ, вся Москва, сбежались к Новодевичьему монастырю и хором (десятки тысяч голосов) умоляли Бориса согласиться стать царём.

Мы, вслед за летописцами и Карамзиным, не сомневаемся, что всё так и было. Вопрос в другом: каким образом «вся Москва» накануне вечером – без телефона, радио, интернета – узнала: куда и когда идти (площадей-то было много, могли бы по ошибке прийти на Красную). Значит, в каждом квартале были уполномоченные организаторы.

Мы читаем, будто бы весь народ в 1937-м требовал «раздавить проклятую гадину», «казнить» и пр.

Весь? Или 100 тысяч из 100 миллионов? Советские «летописцы» выдавали (сперва в газетах, потом в учебниках и в кино) крики собравшихся за мнение всего народа. Но ведь это не так. Уж точно миллионы репрессированных и раскулаченных не требовали себе казни.

Давайте сейчас, когда Пасха отпразднована и чувства верующих не так обострены, почитаем Евангелие – первоисточник наших знаний о том Событии.

Евангелие от Луки.

«Как настал день, собрались старейшины народа, первосвященники и книжники, и ввели Христа в свой Синедрион. И поднялось всё множество их, и повели Его к Пилату. И начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царём.

Пилат же, созвав первосвященников и начальников, сказал им: вы привели ко мне Человека сего как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал и не нашёл Человека сего виновным ни в чём. Но весь народ (то есть эти самые первосвященники и начальники. – А.М.) стал кричать: смерть Ему. Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса. Но они кричали: распни, распни Его! Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашёл в Нём. Но они продолжали с великим криком требовать, чтобы он был распят. И Пилат решил быть по прошению их».

И когда повели Его (на казнь), евангелист пишет: «И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нём». А после казни «весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь».

Совершенно ясно: народа было два. Одни (первосвященники, начальники, бюджетники) орали «распни его!» Другой народ (по словам евангелиста, «великое множество») плакали и рыдали о Нём и горюя, били себя в грудь.

Лука не одинок. Вот Евангелие от Матфея.

«Все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти. Первосвященники и старейшины возбудили народ просить отпустить Варавву, а Иисуса погубить. Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтоб я отпустил вам? Они сказали: Варавву. Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они ещё сильнее кричали: да будет распят!».

Эти диспуты Пилата с первосвященниками и начальниками описаны во всех Евангелиях. Из текстов совершенно ясно: споры происходят не на площади «при всём народе», а во дворце Пилата.

Матфей пишет: «Пилат сидел на судейском месте, потом взял воды и умыл руки, и сказал: невиновен я в крови праведника сего». Это у Пилата на площади, что ли, умывальник был установлен? Нет, после решения, которое с трудом вырвали у Пилата, сперва Христа отвели в преторию (судебное здание), там били, плевали, надели багряницу и терновый венец, и только потом римские гвардейцы повели Его на распятие.

Евангелие от Марка.

«Немедленно поутру (после ночного ареста. – А.М.) первосвященники со старейшинами и книжниками и весь Синедрион составили совещание и, связавши Иисуса, отвели и предали Пилату. Пилат отвечая сказал им: что вы хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царём Иудейским? Они опять закричали: распни его!».

Видите: дело происходит не днём и не на площади, а утром во дворце Пилата. Никакой «весь народ» там не поместился бы, даже если бы людей туда пустили. Но с какой бы стати пускать толпу к правителю.

Весеннее обострение антисемитизма, естественно, приходится на Пасху.

– Вы, жиды, нашего Христа распяли!

Мне было четыре или пять, когда я впервые услышал это обвинение. Обвинение орал весь народ – человек шесть-семь младшего школьного возраста. Только что они играли в футбол, и вдруг…

Все мы жили в одном дворе – в Москве на Таганке, но получалось, что я был из каких-то жидов, а они – русские. И Христос был их, русский, а я был виноват. Эту горькую беду скрашивали маленькие радости: во-первых, крашеные яйца, которыми можно было сначала стукаться, «чокаться», а потом съедать. Но ещё лучше мазать пасху на мацу и чаем запивать – невероятно вкусно. Пасха была русская, маца – еврейская, а чай – грузинский. 


Читайте также


Рост экономики Узбекистана не успевает за демографией

Рост экономики Узбекистана не успевает за демографией

Грегор Шпицен

Ташкент рассказал на Международном инвестиционном форуме, как удалось удвоить ВВП за восемь лет

0
1033
Число конфликтов в мире достигло максимума после 1946 года

Число конфликтов в мире достигло максимума после 1946 года

Юрий Паниев

Путин поздравил Трампа с 79-летием

0
1082
Как воевать по правилам – 2

Как воевать по правилам – 2

Бахтияр Тузмухамедов

Международная конференция не могла объять все право вооруженных конфликтов

0
1021
Константин Ремчуков. Китайские ограничения в торговле редкоземельными металлами сильно «напрягли» ЕС и США

Константин Ремчуков. Китайские ограничения в торговле редкоземельными металлами сильно «напрягли» ЕС и США

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 9 июня 2025 г.

0
3287

Другие новости