0
1261
Газета Факты, события Интернет-версия

26.02.2004 00:00:00

Многоликий Морис Бланшо

Тэги: рггу, коллоквиум, бланшо


В пятницу, 20 февраля, в Профессорском зале РГГУ состоялся однодневный коллоквиум, посвященный творчеству французского писателя и литературного критика Мориса Бланшо. Повод для мероприятия был торжественный и немного печальный: Бланшо умер ровно год назад, в феврале 2003-го, в возрасте 95 лет. Скончался легко и загадочно. Будучи всемирно известным мыслителем, не оставил ни завещания, ни какого-либо другого распоряжения относительно своего творческого наследия. По крайней мере, так обстоят дела со слов французского философа Жан-Люка Нанси, который специально приехал из Страсбурга в Москву, чтобы принять участие в семинаре.

Коллоквиум удался на славу. Внешне все происходило, как на заурядной академической конференции: стандартный формат тридцатиминутных сообщений, вопросы докладчику, ответы докладчика, комментарии ведущего. Однако градус дебатов был выше, чем обычно. Каждый здесь имел свою давнюю историю отношений с Бланшо. К примеру, Виктор Лапицкий (Санкт-Петербург) перевел на русский язык почти все его произведения, что дало ему право заявить: "Я человек, написавший Бланшо". Остальные участники коллоквиума были скромнее в своих притязаниях. Однако и в их выступлениях сквозило искреннее неравнодушие к танатологическим опытам французского Орфея. Социолог Борис Дубин (Москва) представил прозу Бланшо как образец новой, ненарциссической, несубъективистской литературы. Философ Валерий Подорога (Москва) был менее апологетичен. Он раскритиковал Бланшо за его невнимание к сновидческой подоплеке творчества Кафки и, как следствие, за превратное истолкование его прозы. Переводчик и литературовед Сергей Зенкин (Москва) вообще не вдавался ни в какие оценки, а просто проследил истоки иконоборческой нелюбви Бланшо к образности и пришел к выводу, что деизобразительность Бланшо сродни теории жертвоприношения у другого французского философа, Жоржа Батая. Еще один переводчик и литературовед, Сергей Фокин (Санкт-Петербург), предложил вниманию собравшихся свои первые подступы к эстетической теории Бланшо 40-50-х гг. Наконец, Жан-Люк Нанси завершил коллоквиум эзотерическим комментарием на мотив "воскрешения смерти" у Мориса Бланшо. Он истолковал этот оксюморон как бесконечный "переход мысли за пределы мысли". "Если это действительно так, то Бланшо точно обеспечил себе бессмертие", - завершил свою речь Нанси.

Кроме того, было много споров по частным вопросам - по поводу перевода на русский язык названия книги "Пространство литературы", по поводу различия между "письмом" и "писанием" - и многого-многого другого. Ясно было только одно. Отношение к Морису Бланшо, так же как и отношение к главной теме его творчества - смерти, у каждого участника коллоквиума свое. Так что образ французского мыслителя в процессе дискуссии никак не выходил монолитным, реалистическим, а скорее вырисовывался в авангардном, кубистическом или экспрессионистском стиле. Это и сообщало семинару забытое очарование конфликта мировоззрений.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Предпринимателей поддержат кредитными госгарантиями

Предпринимателей поддержат кредитными госгарантиями

Ольга Соловьева

Бюджет выделит 290 миллиардов рублей для стимулирования частных инвестиций

0
305
Пенсионеры преодолели официальную инфляцию, но не "инфляцию для бедных"

Пенсионеры преодолели официальную инфляцию, но не "инфляцию для бедных"

Анастасия Башкатова

Доходы покидающих рынок труда пожилых граждан уменьшаются в четыре раза

0
385
Верховный суд усомнился в качестве "скриншот-экспертиз"

Верховный суд усомнился в качестве "скриншот-экспертиз"

Екатерина Трифонова

Нынешние служители Фемиды не смогут разобраться в дипфейках из интернета

0
383
Системным парламентским партиям не оставляют выборов

Системным парламентским партиям не оставляют выборов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Через муниципальный фильтр просочатся лишь условно оппозиционные кандидаты

0
341

Другие новости