Нет ничего более парадоксального, чем чествование скандального футуристического искусства в респектабельной обстановке государственных музеев. Однако именно так, чинно и благопристойно, прошла в прошлый четверг в Третьяковской галерее презентация двухтомного сборника "Малевич о себе. Современники о Малевиче. Письма. Документы. Воспоминания. Критика".
На самом деле это не первое мероприятие, проводимое ГТГ по случаю вероятного 125-летнего юбилея отца русского супрематизма. Почему вероятного? Да потому, что даже из даты своего рождения Казимир Малевич сумел устроить загадку: этих дат у художника значилось целых три. Правда, склонность авангардистов к паясничеству сослужила добрую службу будущим поколениям искусствоведов. Установив по вновь найденным документам истинный год рождения Малевича, они доказали, что не зря едят свой музейный хлеб.
Так что выход в свет первого научного издания документов и воспоминаний о Казимире Малевиче действительно большое событие в мире искусствоведения. Тем более что оно потребовало совместных усилий целой армии историков искусства ХХ века: одних только авторов публикаций в сборнике насчитывается более двадцати. Эту особенность издания не преминули отметить все, выступавшие на презентации: и видный историк русского искусства ХХ века Александр Морозов, и авторы-составители сборника Ирина Вакар и Татьяна Михиенко, и директор издательства "Русский авангард" Андрей Сарабьянов, возглавивший как организационную, так и редакторскую работу над двухтомником.
Надо сказать, что Третьяковская галерея не была бы Третьяковской галерей, если бы в своих стенах представила своим гостям возможность только рассказывать и слушать, а не показывать и смотреть. Как уже было сказано, презентация сборника "Малевич о себе" - не первый этап юбилейной футуристической гонки 2004 года. Сначала было открытие выставки графических работ Малевича и его учеников Чашника и Суетина, подаренных Н.Суетиной, потом - презентация уникального факсимильного издания альманаха "Уновис # 1". В этот же раз представление сборника документов о жизни о творчестве Малевича было совмещено с вернисажем, устроенным по случаю помещения в основную экспозицию галереи знаменитого архитектона "Супрематическая архитектурная модель". Архитектон был выполнен Казимиром Малевичем в 1927 году и впервые показан на выставке в 1928 году. Тогда же архитектон приобрела ГТГ, но только с тем, чтобы добрых семьдесят лет этот памятник супрематизму пролежал, постепенно разрушаясь, в запасниках музея. И лишь в 2002 году архитектор Юрий Аввакумов принялся за реконструкцию малевичевского замыслы по чудом уцелевшим руинам и старой фотографии. Так что теперь в зале русского авангарда ГТГ целых два архитектона - изрядно потрепанный временем оригинал и его новая модель, сверкающая белизной и чистотой пропорций. Воистину, рукописи не горят, документы не исчезают, а памятники не разрушаются.