0
1137
Газета Фантастика Интернет-версия

13.09.2001 00:00:00

Булычев лучше Кинга

Тэги: булычев, кинг, фантастика


Кир Булычев. Как стать фантастом: Записки семидесятника. - Челябинск. Околица, 2001, 326 с.

Стивен Кинг. Пляска смерти. - М:. АСТ. 2001, 416 стр.

Стивен Кинг. Как писать книги: Мемуары о ремесле. - М:. АСТ, 2001, 320 с.

После насыщения рынка собственно фантастическими произведениями, издательства начинают пробовать выпускать фантастиковедческую литературу. Чтобы не прогадать с первыми опытами в жанре фантастического non-fiction, авторы выбираются беспроигрышные: коммерчески успешный американец Стивен Кинг и всенародный любимец Кир Булычев. Три книги появились в продаже одновременно, и это обстоятельство позволяет проводить занятные аналогии между непохожими на первый взгляд фантастами. Во-первых, и Кинг, и Булычев активно писали сценарии для кино и телевидения (причем и наш мэтр, и его заокеанский коллега довольны только некоторыми своими фильмами), и оба мелькали в эпизодических ролях на экране. Во-вторых, несмотря на названия рецензируемых книг, они не написали учебника для желающих стать фантастами - но вместо этого подробно и смачно пересказали свою жизнь. В-третьих, обстоятельно поведали, где, когда и при каких обстоятельствах пришла им в голову идея написать то или иное произведение и кто из знакомых послужил прототипом для персонажей. В-четвертых, и Булычев, и Кинг были и остаются заядлыми книгочеями, о чем не перестают постоянно напоминать на протяжении всех своих мемуаров-воспоминаний, причем настоятельно рекомендуют прочитать ту или иную классическую вещицу, потрясшую их в детстве.

В ненумерованном собрании сочинений Кинга от издательства "АСТ" вышли две нехудожественные книги: "Пляска смерти" и "Как писать книги". На фоне тощенького ручейка отечественной фантастиковедческой литературы (библиографические справочники, энциклопедии и т.п.) эти два тома привнесут заметное оживление в стан оголодавших по подобного рода литературе фанам. "Пляска смерти" и любопытна прежде всего тем, что "Король Ужасов" всю фантастику склонен рассматривать именно через призму своего пристрастия; например, отмечает, что в фильме "451╟ по Фаренгейту" "отражены кошмары всех книголюбов" (с.145), а "Космическую Одиссею 2001 года" причисляет к жанру ужасов только за эпизод восставшего против людей бортового компьютера космического корабля. Кинг без устали травит байки и анекдоты о коллегах по цеху, ностальгирует по своей молодости и вспоминает биллион кинофильмов (к чести переводчика-редактора-не-знаю-кому-спасибо-сказать, названия фильмов и книг даны как в переводе, так и на английском, в скобочках), строит свои концепции, "отчего же людям так нравится пугаться", но мало и невнятно выдает свои секреты ремесла. "Если у вас есть талант рассказчика, вы его можете развить" - самая полезная его рекомендация.

Портят эти книги отсутствие элементарного содержания (я уж не говорю о мало-мальски худосочном справочном аппарате!) - издатели сделали все возможное, дабы запудрить мозжечок покупателю и впарить под видом очередного художественного романа non-fiction. И еще эти уж-ж-жасные обложки с зеленоглазыми вампирами и бледными ручками - впрочем, я уже научился их отрывать (обложки, обложки, не ручки же).

Куда как приятнее сделана книжка выдающегося писателя XX века Кира Булычева "Как стать фантастом". Мемуары эти впервые печатались в журнале фантастики "Если", но в книжной версии добавлены десятки фотографий из семейного альбома и несколько главок - расширена часть про журнал "Вокруг света" и про работу в Институте востоковедения АН, добавлены размышления о текущем состоянии дел в современной фантастике. Причем в отличие от Кинга Булычев любые события в жизни страны, семьи и своей личной рассматривает через "увеселительное" стекло: "Дача сгорела до фундамента - на ее месте остался лишь ее план, выложенный кирпичом". Ирония - это то, что выгодно отличает нашего Булычева от "ихнего" Стивена Кинга.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москалькова подвела итоги 10 лет работы омбудсменом

Москалькова подвела итоги 10 лет работы омбудсменом

Иван Родин

Партийную принадлежность следующего уполномоченного по правам человека еще определяют

0
431
Сердце не бывает нейтральным

Сердце не бывает нейтральным

Ольга Камарго

Андрей Щербак-Жуков

135 лет со дня рождения прозаика и публициста Ильи Эренбурга

0
419
Пять книг недели

Пять книг недели

0
238
Наука расставания с брюками

Наука расставания с брюками

Вячеслав Харченко

Мелочи жизни в одном южном городе

0
393