Людмила Улицкая. Сквозная линия. Повесть, рассказы. - М.: ЭКСМО, 2002, 256 с. ISBN 5-699-00266-9
С пылу с жару - вот вам новая книжка мастерицы строгих, иронично-изобличительно-метких, и виноватых тоже, но в конечном-то итоге - вполне человечных, традиционных и пользующихся массовым спросом взоров Людмилы Улицкой. "Сквозная линия" - не роман, а повесть. Плюс - восемь рассказов, нечто вроде "избранного", из коих те же "Орловы-Соколовы", "Пиковая Дама" и "Голубчик" уже знакомы нам по сборнику "Веселые похороны". А что новая "Линия"? Тоже сборник новелл, но с общим лейтмотивом - "то, как женщины лгут": "вскользь, невзначай, бесцельно, страстно, внезапно, исподволь, непоследовательно, отчаянно, совершенно беспричинно", перечисляет в предисловии Улицкая, предложившая небольшое художественное исследование этой серьезной человеческой проблемы.
Леонид Юзефович. Казароза. - М.: Зебра Е, 2002, 286 стр. ISBN 5-94663-047-3
Картина исчезнувшей цивилизации, рассказанная на особом языке. Как и цивилизация двадцатых годов, стиль утопий того времени безвозвратно утрачен. От прошлого нам достался только провинциальный город на берегу Камы, где делают орудийные стволы и автомобильные прицепы, осталась история об убийстве певицы, да и язык остался. Двадцатый год, в котором жизнь борется со смертью, а мир полон фантастических иллюзий, сменяется семьдесят пятым, полным иллюзий собственной прочности и нерушимости. Все вертится вокруг языка, обросшего почти религиозным смыслом, языка, который до сих пор живет промеж людей. Называется "эсперанто". Город называется┘ Не важно как.
Эрленд Лу. Лучшая страна в мире. Пер. с норвеж. И.Стебловой.- СПб.: Азбука, 2002, 314 с. ISBN 5-352-00240-3
Эрленд Лу принадлежит к тому поколению европейских интеллектуалов, которые отказались от стилистической зауми и переложили теорию Барта на детский язык. Что наивно, то и супер - не просто перефразированное название романа Лу, а лозунг целого круга молодых писаталей. Два года назад симпатяга Лу приезжал в Москву вместе с Фробениусом. Много смеялся и рассказывал о том, что помимо литературы еще кино снимает, рекламой балуется и в психушке подрабатывает. Герой, молодой журналист, получает заказ написать увлекательный путеводитель по Финляндии, которую он отродясь не видел. Но все это - пустяки по сравнению с появлением в его жизни таинственной незнакомки, байдарочным рейдом в логово скинхедов и прочими неприятностями.
Григорий Ревзин. Очерки по философии архитектурной формы. - М.: О.Г.И., 2002, 144 с. ISBN 5-94282-083-X
Очень, очень редкая в наших весях книжка по философии архитектуры. А то, что книжку эту написал известный архитектурный критик, коих в Москве-то пара-тройка и обчелся, - тем более редкость. Широкому читателю Григорий Ревзин известен как активно пишущий артжурналист - язвительный, ироничный, меткий, - от чьих статей его оппонентам ничего не остается, как размахивать в бессилии кулаками. Однако в узких искусствоведческих кругах Ревзин известен и как вдумчивый исследователь русского классицизма, и как жестокий экзаменатор, которому кое-кто из сотрудников нашей редакции некогда сдавал "зачет". Сборник статей Григория Ревзина представляет его именно с научной стороны. Предисловие так и называется - "К анализу экзистенциальных стратегий". В газете такое и не выговоришь.
Синий диван. Журнал. Под редакцией Елены Петровской. - М.: Модест Колеров и "Три квадрата", 2002, 176 с. ISBN 5-94607-018-5
В журнальном полку прибыло. Издательство "Три квадрата" и Модест Колеров сдержали свое обещание (данное в интервью "EL-НГ" от 18 июля 2002 года) и выпустили-таки журнал под умеренно эксцентричным названием "Синий диван". Как водится у этого издательства, дизайн "Синего дивана" также вызывающе минималистичен: никаких там картинок-рисунков, одни только тексты, тексты да еще раз тексты. Зато во всевозможных жанрах и на разных языках: статьи зарубежных авторов, которые печатаются как в переводе, так и в оригинале. Комильфо! Сквозная тема пилотного номера - события 11 сентября. По канонам журналистики - тема устаревшая. Но, как значится на обложке, "Синий диван" - журнал для тех, кто не привык спешить. Так что когда появится следующий номер и чему он будет посвящен - бог весть.