0
264
Газета Культура Печатная версия

29.06.2025 18:25:00

Первая биеннале частных коллекций открылась в Москве

С предметом чужой страсти

Тэги: москва, музей полторы комнаты, марина лошак, биеннале частных коллекций

Онлайн-версия

москва, музей полторы комнаты, марина лошак, биеннале частных коллекций В проекте «Обменник» коллекционеры меняются работами. Фото Даниила Прудникова со страницы Биеннале частных коллекций в «ВКонтакте»

По словам Марины Лошак, главного куратора музея «Полторы комнаты» и сооснователя учрежденного в 2023-м фонда «Новые коллекционеры», идея биеннале частных коллекций появилась еще при открытии фонда – чтобы объединиться всем, кто может. Изначально биеннале хотели открывать в Нижнем Новгороде, но что-то не срослось, а вместе с тем стало понятно, что миновать Москву и Петербург не получится. Нынешние биеннальные контуры намереваются охватить 12 городов вплоть до Томска и Владивостока, 40 площадок и более 100 коллекционеров. Ближайшие события биеннале пройдут в июле, окончание смотра – в октябре. А на день открытия в «Рихтере» представили «Обменник» – собиратели на время меняются работами, чтобы «пожить» с предметом чужой страсти». К примеру, Марина Лошак и Дмитрий Ханкин обменялись «Рождеством», созданным Ириной Затуловской к циклу Бродского, и билибинской иллюстрацией к Пушкину.

Поскольку главный биеннальный посыл состоит в «установлении новых связей» на уровне регионов, институций, коллекционеров и художников, среди участников оказались, кажется, все или почти все-все-все, а событийный календарь, ознакомиться с которым можно на сайте проекта, вышел пестрым. То есть в участниках и партнерах, например, и московский фонд «Екатерина», и казанский центр «Смена», и уфимская галерея «Мирас», и рыбинский Музей-мастерская фортепиано Алексея Ставицкого с коллекцией исторических инструментов, и ярмарка Cosmoscow, и Владимиро-Суздальский музей-заповедник, и московский Музей русской иконы.

Структурно биеннале разделена на пять блоков. Во-первых, проекты, инициированные непосредственно «Новыми коллекционерами» (напомним, помимо Марины Лошак в фонд входят Екатерина Лапшина, Антон Белов, Михаил Каменский, Антон Козлов и программный директор Лина Краснянская). Помимо «Обменника» это серия выставок из частных собраний во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике – начнут с провинциального портрета из коллекции, которую собрал режиссер Сергей Соловьев. Центр «Зотов» планирует цикл уик-эндов видеоарта из частных собраний. SISTEMA GALLERY в сентябре представит 1990–2000-е в дайджесте коллекции сооснователя Клуба коллекционеров современного искусства Дмитрия Коваленко. Но одной из важнейших составляющих тут видится сотрудничество с Сетью архивов российского искусства «Гаража», обещающее сделать и выложить в свободный доступ серию интервью с коллекционерами.

Интеллектуальная программа «Коллекционирование как культурная практика, наследие и акт выбора» (куратор – директор Школы искусств и культурного наследия Европейского университета в Санкт-Петербурге Лия Чечик) стартует в июле на Винзаводе и в музее «Полторы комнаты», продолжится на Cosmoscow и в Эрмитаже. Но главное, обещает октябрьскую молодежную конференцию в Европейском университете – о коллекционировании века нынешнего и минувшего.

В блоке «Институциональные проекты» на сентябрь запланирован показ Александра Лобанова из собрания психиатра, основателя коллекции искусства аутсайдеров «ИНЫЕ» Владимира Гаврилова (Новгородский центр современного искусства). В Москве «ГРАУНД Солянка» в сентябре примет коллекции Санкт-Петербургского музея звука и казанского Фонда поддержки аудиовизуального и технологического искусства «Прометей» имени Галеева. В раздел «Региональные коллекционеры и культурные пространства» входят показы во Владивостоке, Екатеринбурге, Казани, Томске, Уфе, Калуге и Нижнем Новгороде. Так, центр современной культуры «Смена» готовит осеннюю выставку о татаро-узбекских связях в искусстве прошлого века. Уфимская галерея «Мирас» в июле покажет работы местных современных авторов из коллекции Юлии Мусиной и просто современников – из собрания Максима Холодилина. Томские коллекционеры Лукия Мурина и Николай Исаев обещают издать каталог своего собрания современного искусства.

В рамках «Галерейных и специальных проектов» заявлены преимущественно и так известные институции вроде «Триумфа» и FUTURO. Зато петербургская KGallery в октябре представит «одно из последних закрытых собраний в Санкт-Петербурге», принадлежавшее Якову Кунину, сформировавшееся на рубеже 1910–1920-х годов, сфокусированное на мирискусниках и оставшееся неизменным при сыне и внуке коллекционера. А Anna Nova в августе предъявит «Травму и перерождение» – молодую коллекцию Зои Галеевой, в прошлом году основавшей фонд «Геометрия». По словам коллекционера, с Мультимедиа Арт музеем они учредили премию «Жизнь впереди» для молодых художников, работающих с новыми технологиями. Кроме того, фонд намерен поддерживать галеристов на международных ярмарках и вести издательскую деятельность.

Понятно, что у биеннале частных коллекций пока лишь намечены очертания, и каким окажется результат, прогнозировать рано. По словам Марины Лошак, какие-то внутренние процессы, связи и акценты на карте коллекционирования понятны, а на какие-то вопросы ответов пока нет. В стремлении «сделать видимой частную инициативу» и двинуться от блокбастеров к осмыслению камерных форматов, как определил биеннальные идеи Антон Козлов, попытка самоорганизации и отчасти «полевой» формат нужны. 


Читайте также


В Москве определили трех лучших пожарных

В Москве определили трех лучших пожарных

Елена Крапчатова

Конкурсы профессионального мастерства позволяют специалистам "стать лучшей версией себя"

0
1608
Понаехали мы с тобой, Лолита!

Понаехали мы с тобой, Лолита!

Ирина Осинцова

Проблема аренды жилья в Москве актуальна во все времена

0
1702
Москва помогает раскрыться потенциалу молодежи

Москва помогает раскрыться потенциалу молодежи

Андрей Гусейнов

Столичные проекты охватывают все сферы – от культуры и спорта до технологического предпринимательства

0
1727
По ВДНХ на электромобиле: экологично, познавательно, но уже без Губерниева

По ВДНХ на электромобиле: экологично, познавательно, но уже без Губерниева

Елена Крапчатова

Известный телеведущий открыл сезон зеленых экскурсий по выставке

0
1891

Другие новости