0
1080
Газета День в Истории Интернет-версия

10.07.2009 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 10–12 июля

Тэги: кино, режиссер, просвещение, религия


кино, режиссер, просвещение, религия У Ираклия Квирикадзе неизменно в центре внимания странные провинциальные истории.
Кадр из фильма «Лунный папа»

В истории человечества просвещение сплошь и рядом оборачивалось одичанием.

Ровно 400 лет назад, 10 июля 1509 года, родился религиозный реформатор Жан Кальвин (ум. 1564) – основоположник кальвинизма, самой суровой из протестантских конфессий. При Кальвине в Женеве были ликвидированы все театры, даже зеркала и вообще приметы изящного разбивали, считая их ненужными. Ни дать ни взять аятолла, как можем мы сказать, глядя на современные аналоги.

В 1536 году он, бывший католик, перешедший в протестантизм и эмигрировавший из Франции, опубликовал в швейцарском Базеле «Наставление в христианской вере». Основная идея – самостоятельность церковной общины, в том числе в делах веры. Потом обосновался в Женеве, которая как раз стала протестантским городом. Для Женевы Кальвин написал «Катехизис» – новую формулу веры, а позднее разработал устав Церкви, согласно которому фактически вся власть в городе контролировалась старейшинами. По сути дела, сложился теократический режим. В 1542–1546 годах в Женеве 58 человек были казнены и 76 – изгнаны из города. Так реализовались на практике идеи «Наставления»┘

Кальвин в свое время изучал право и богословие, потом с юриспруденцией расстался. Родившийся 10 июля 1871 года классик французской и мировой литературы Марсель Пруст (ум. 1922) сделал в чем-то похожий выбор, не окончив курса юридических наук, но сосредоточился на вполне светской словесности. Светской в одном смысле слова – как не имеющей отношения к религиозности. Но, выросший в зажиточной семье и хорошо знающий жизнь высшего общества, Пруст сам предпочитал держаться от нее в стороне. Чуждый аскезе (в отличие от того же Кальвина), он был самым настоящим затворником. Но главному его творению – циклу романов «В поисках утраченного времени» – это нисколько не помешало. На своем собственном опыте Пруст показал, что писателю нет необходимости объехать все места действия своих книг. Он вполне может не выходить из своих четырех стен. И это важный признак той прозы XX века, у истоков которой стоял Пруст. Его произведения нередко называют эпосом; если это и эпос, то интенсивный, не зависящий от пространственного охвата, не требующий от писателя выдавать на-гора «романы с продолжением». У Пруста смысл творчества совсем в другом. В воспоминаниях, ассоциациях, прихотливо перетекающих одно в другое. «Поток сознания», словом. Сам этот термин стал уже общепринятым. Хотя многие современные читатели к подобному типу повествования привыкают с большим трудом или вовсе его не приемлют. Сложно, понимаете ли. А что сложно, то трудно прививается и вообще раздражает.

Но художественная тенденция XX века вела именно в этом направлении – и продолжает туда вести до сих пор. Ничего не поделаешь.

Сегодня исполняется 75 лет еще одному художнику-затворнику, на этот раз кинорежиссеру и сценаристу. Я имею в виду Ираклия Квирикадзе.

Он начинал в советской Грузии, но давно уже место жительства его – неопределенное, как у какой-нибудь частицы в квантовой механике. Он российский и американский гражданин, живет и работает то в Лос-Анджелесе, то в Германии, то во Франции, то в России. А если посмотреть на его фильмы и сценарии, на их действующих лиц, то получится не менее интересно. Все та же текучесть, неопределенность – вплоть до того, что Квирикадзе начинает работу над фильмом, обращаясь к грузинским историям, а потом переносит их куда-нибудь далеко-далеко. Потому что это универсальные, общечеловеческие сюжеты. Они имеют место всюду и везде.

Во ВГИКе в 1971 году Квирикадзе сделал свою дипломную работу – короткометражку «Кувшин», ставшую символом грузинского короткометражного кино. Сюжет там итальянский, из Пиранделло. Человек застрял в винном кувшине, его надо оттуда вытащить – то ли разбив кувшин, то ли еще как-то. В общем, получается сгущенный образ всего творчества Квирикадзе, его лейтмотив.

В 1981 году он поразил всех фильмом «Пловец». Это история одной династии, трех поколений. Их заветная мечта и завет потомству – проплыть от Батуми до Поти. И тот, и другой были репрессированы. Внук – наконец воплощает в жизнь эту мечту деда и отца. Плавание – метафора свободы.

И каждый раз у Квирикадзе – очередной провинциальный сюжет на общечеловеческие темы.

И еще. Истории фильмов Ираклия Квирикадзе и истории, которые в этих фильмах рассказаны, продолжают друг друга. После «Пловца» Госкино запретило ему быть режиссером (!) – и он занялся писанием сценариев для других режиссеров. И переносил грузинские истории на совсем другую почву, в другой материал┘

В эти дни, кстати, исполняется юбилей двух драматических историй из жизни кино и театра в позднесоветский период. 10 июля 1984 года Андрей Тарковский объявил, что не будет возвращаться в Советский Союз. А на следующий день, 11 июля, указом Президиума Верховного Совета СССР был лишен советского гражданства Юрий Любимов, бывший уже к тому времени главный режиссер Театра на Таганке...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
1154
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
611
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
616
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
556