0
1561
Газета День в Истории Интернет-версия

24.10.2012 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 24 октября

Тэги: история, музыка


история, музыка Имре Кальман – далекий классик очень условного жанра. Но он жил, можно сказать, совсем недавно.
Фото неизвестного автора, 1910

Если существует некое единство мира, то, наверное, оно наглядно проявляется прежде всего в двух вещах. Во-первых, в параллелях и аналогиях между различными сферами действительности. Во-вторых, в распространении сигналов из одной точки в другую, даже весьма удаленную. Передатчик передал – приемник принял.

Немецкий физик Вильгельм Эдуард Вебер, родившийся 24 октября 1804 года (ум. 1891), изучал и электромагнетизм, и звук, и процессы переноса тепла. Совместно с Рудольфом Корнраушем он измерил скорость света и подвел Максвелла к выводу о единой природе электрических и магнитных явлений, в том числе света как их частного случая. Современная система единиц измерения в этой области физики опять-таки основывается на работах Вебера, а единица магнитного потока носит его имя.

И вот еще что существенно. Профессор в Геттингенском университете, Вебер был одним из уволенных оттуда за протест против политики короля Ганновера: тот подавлял конституционные свободы. Казалось бы, какое дело ему, физику, до Конституции? Значит, было дело до таких вот отвлеченных вещей.

Электричеством интересовался и несостоявшийся австро-венгерский скрипач Даниэль Сваровски, который родился ровно 150 лет назад на территории нынешней Чехии (ум. 1956). И он изобрел машину для огранки кристаллов, что позволило ему основать Swarovski – компанию по производству украшений из хрусталя.

Ювелирное искусство – это и хрупкость, и драгоценность, и экзотичность. А что касается последней, то она с привкусом первых двух качеств присуща многим явлениям культуры. Вот, например, цыганский романс (и вообще цыганские мотивы) или оперетта. 24 октября 1882 года появился на свет классик оперетты – венгерский композитор Имре Кальман. Я чуть было не открыл скобку для указания года смерти, но таким протокольным манером тут не обойтись. Дело в том, что Кальман, при всей его классичности и вроде бы далекости от нас, современник многих ныне живущих: он умер в 1953-м. Но это еще не все. Еврей по происхождению, многие годы житель Вены (и оперетта у него с уточняющим жанровым определением «венская»), он в 1938 году, с аншлюсом Австрии, оказался у гибельной черты. И уехал в Париж, потом в США. Хотя нацисты предлагали ему статус почетного арийца: его оперетты нравились Гитлеру. Звучит, конечно, дико: что-то вроде ученого еврея при губернаторе (или уже гауляйтере). Вот вам и легкая музыка.

А этнокультурных, географических и прочих локальных привязок у Кальмана выше крыши. Образы Вены или Парижа выступают своего рода знаками, эмблемами, синонимами этих названий. И «Сильва», и «Фиалка Монмартра» адресованы восприятию заведомо условному, возможному лишь в пределах жанра. Когда мы начинаем это прозревать сквозь блеск нарядов и декораций, становится грустно. И в чем-то свободно.

Что-то подобное произошло, наверное, с творчеством кинорежиссера Динары Асановой, которой 24 октября исполнилось бы 70. Она ушла из жизни в 1985-м. С поправкой на времена и нравы видятся сегодня поставленные ею «Пацаны» о трудных ребятах. Нет слов, тогда все было по-своему не менее трудно, чем теперь. Но эту правду найдет лишь тот, кто хочет ее найти. Художнику остается свидетельствовать и напоминать. Неумолчно сигналить, как тот юный джазист-барабанщик в фильме Асановой «Не болит голова у дятла». Дятел-то долбит и долбит, не зная устали, голова у него хитроумным образом на это рассчитана.

Пятью годами позже Асановой родился другой наш режиссер – Борис Фрумин, живущий сейчас за океаном. До эмиграции у него здесь вышел «Дневник директора школы» (с Олегом Борисовым в главной роли). Фильм, где есть урбанистическая поэзия, по слову одного из критиков. А неподалеку от Фрумина на том же календарном листке поэт Илья Сельвинский (1899–1968). Когда в советской словесности еще были течения и группы, он значился конструктивистом. Лидеры конструктивизма настаивали, что у художественного произведения и у технической конструкции единые общие законы. На практике, однако, получилось так, что архитекторы-конструктивисты создали у нас целый ряд зданий, которые уже памятники культуры. С конструктивизмом литературным дело хуже. Сельвинский слишком повествователен и зависим. Редко когда у него прорывался лирический голос.

Свой голос всегда звучал у французского певца и композитора Жильбера Беко, родившегося 24 октября 1927 года (ум. 2001). Какое-то время он считался «американской звездой» – так называли тех, кто открывал лишь второе отделение концерта, а не первое. Но однажды к нему пришел успех. В чем секрет – это, конечно, предмет гадания. Есть, однако, четкое правило, железный закон: приемник (читатель, слушатель, зритель) может что-то принять лишь после того, как что-то передал передатчик. Если первый хочет видеть и слышать, а второму есть что спеть, сказать, показать. В 1955-м на концерте в «Олимпии» произошло чудо искусства: энергия певца дошла до публики. И его удостоили прозвища на всю жизнь: «Месье 100 000 вольт». Надеюсь, я не ошибся. Именно так: пять нулей после единицы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
896
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
479
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
484
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
434