0
1400
Газета День в Истории Интернет-версия

20.12.2012 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 20 декабря

Тэги: история, кино


история, кино На Каннском фестивале Ким Ки Дуку поневоле приходится быть не просто режиссером, но посланцем экзотической страны.
Фото Reuters

Удивительное – рядом. И экзотики в нашем подлунном мире действительно хоть отбавляй. Чем не предмет специального интереса?

120 лет исполняется сегодня со дня рождения нашей художницы, графика и книжного иллюстратора Татьяны Мавриной (ум. 1996). Стержневая ее тема – Древняя Русь, сказки, фольклор. При таком профиле не показался бы неожиданным эстетический консерватизм вплоть до кондовости. Ан нет. Начать с того, что учителем ее был Роберт Фальк, а группа «Тринадцать», где она состояла, была близка к идеям чистого искусства. Но это еще не все. Татьяна Маврина – сестра Сергея Лебедева, родоначальника советской вычислительной техники и одного из подписантов обращения ученых в ЦК против лысенковщины (1955). Если же вернуться к искусству, то экзотика как предмет изображения и осмысления уже не равна сама себе. И яркие краски старых русских городов в альбоме Мавриной «Пути-дороги» увидены из века XX.

Но, конечно, еще экзотичнее и для нас, и для всех европейцев далекий Восток, его реалии и нравы в фильмах южнокорейского режиссера Ким Ки Дука, родившегося 20 декабря 1960 года. Спешу оговориться: правильнее было бы транскрибировать его имя как Ким Ки Док или даже Дак, но к нам оно пришло не напрямую, а через англоязычную запись, которую журналисты прочитали по правилам латыни. Очень выразительная деталь: в ней, как в капле воды, и наши отношения с Западом и Востоком, и специфика вхождения этого последнего в глобализированный мир.

Что же касается самих фильмов южнокорейского мастера, то приходит на ум наш вечный театральный писатель Островский: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе». О да. Социальное дно, мафия, веселые дома, от которых делается невесело. «Плохой парень» – эмблематичное название одной из наиболее известных лент Ким Ки Дука. И сам режиссер рос трудным ребенком, а под 30 лет, после долгой службы в армии, увлекся живописью и уехал в Париж учиться. В 32 года впервые увидел кино. С тех пор, словно наверстывая упущенное время, поставил более двух десятков картин. Догоняющая модернизация...

Сам Ким Ки Дук публично дистанцируется от большинства своих коллег-соотечественников. У них, говорит режиссер, в центре внимания линия сюжета, а его интересуют образы и символы. По его словам, «корейцы не смотрят мое кино, а если кто и смотрит, то не слишком-то понимает». Ну а на Западе Ким Ки Дуку трудно освободиться от амплуа представителя экзотического Востока.

В чем-то это напоминает отношение широкой публики к тем, кто наделен каким-нибудь невероятным, недоступным нашему пониманию дарованием. К магам, иллюзионистам, например. 20 декабря 1946 года в Тель-Авиве появился на свет иллюзионист Ури Геллер, живущий сейчас в Англии. Тот самый, который взглядом сгибал металлические ложки и останавливал часы, в том числе лондонский Биг-Бен. Что тут скажешь? Когда в цирке выступает фокусник, мы знаем, что перед нами ловкость рук и никакого мошенства, то бишь ничего сверхъестественного; в этом и состоит эффект. А тут нас уверяют, что имярек обладает паранормальными способностями...

Геллера ни разу не поймали за руку, но дело-то не в том. Придется выстрелить из пушки по воробьям и вспомнить критерий, введенный крупнейшим философом прошлого столетия Карлом Раймундом Поппером, – критерий фальсифицируемости. Коротко говоря: научное утверждение (о проявлении особой магии, например) может быть достоверным только в том случае, если оно в принципе является опровержимым. Если же нет – увольте. Случай Геллера, как и многочисленных его собратьев и коллег, подозреваю, как раз нефальсифицируемый. А значит, пусть Геллеру верит лишь тот, кто желает такой веры. Когда-то Энгельса осенило, и он сказал на века: «...Претензия человеческого и естественного быть сверхчеловеческим и сверхъестественным есть корень всей неправды и лжи».

Когда мы говорим «чудо искусства», то подразумеваем, мне кажется, все-таки нечто иное. У художественного творчества свои особые законы. Есть эстетические теории и эстетические системы, но художник каждый раз создает им новое соответствие, а не иллюстрирует то, что кто-то придумал. Вот, например, прекрасная формула, придуманная уроженцем этого дня – французским театральным режиссером и актером Антуаном Витезом (1930–1990): «элитарный театр для всех». То есть художественная «аристократичность» есть на самом деле общечеловеческая норма. И если вспомнить, каких драматургов Витез воплощал на сцене, то это будет самой чистой пробы искусство, а не какое-то выпаренное из пробирки аристократическое. «Макбет» и «Отелло» Шекспира, «Ревизор» Гоголя, «Дракон» Шварца, «Цапля» Аксенова... Ему удавалось перевести немыслимую реальность на язык искусства.

Закончу эти заметки словами Татьяны Мавриной, напоминанием о которой начал. Вот ее запись из дневника (1969 год): «Дожила до того момента, когда мои картинки нравятся. Надо делать что-то другое, что не нравится никому».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
818
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
439
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
453
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
405