0
1801
Газета День в Истории Интернет-версия

28.12.2012 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 28 декабря 2012 – 13 января 2013 года

Тэги: история, рим, иерусалим


история, рим, иерусалим Он разрушил Иерусалим и был встречен с неслыханными почестями. Герой и злодей в одном лице.
Лоуренс Альма-Тадема. Триумф Тита. 1885

Неуютно как-то в присутствии космических ритмов – вот о чем подумалось на Новый год, когда завершается очередной оборот Земли вокруг Солнца. И вообще хочется как-то уменьшить масштабы, сделать их соразмерными себе и другим индивидуумам.

Кому-то хочется увидеть образ эпохи? Вот навскидку пример художника с не самым громким именем, но безусловного мастера. 28 декабря 1865 года родился Феликс Валлотон (ум. 1925), швейцарский живописец и график. На рубеже XIX и XX столетий он опубликовал серию гравюр-портретов тех, кто в совокупности и составил век уходящий. Герцен, Толстой, Клодель... Пантеон, короче говоря.

У этих великих людей достоинства и добродетели несомненны. Но полным-полно на скрижалях истории таких, кому знак плюс или минус подобрать затруднительно. У некоторых – какие-то качели. То вверх, то вниз.

Десятый по счету император Рима Тит Флавий Веспасиан, родившийся 30 декабря 39 года (ум. 81), известен под лаконичным именем Тит (дабы не путать с его отцом, Веспасианом). Приходит на ум пословица из Даля: «Тит, поди молотить! – Брюхо болит. – Тит, пойдем пить! – Бабенка, подай шубенку!» Но порфироносный Тит увеселения и развлечения сочетал с делами государственными. Когда на троне был его отец, Тит возглавил штурм Иерусалима и, похоже, имел касательство к разрушению храма. Потом стал в Риме кем-то вроде вице-императора, уполномоченного по карательной политике. А взойдя на престол, словно сменил амплуа, преобразившись в доброго царя из народных поверий. В конце концов его обожествили. Так и называют: Божественный Тит. Пусть потомки разбираются, что правда, а что мифология.

И так приходится возиться со всем, что академически именуется историческим процессом. Причем на каждом шагу – переклички, схождения и расхождения. 29 декабря 1787 года появился на свет наш соотечественник Михаил Лунин (ум. 1845), который покинул ряды декабристов, найдя, что вооруженная борьба за власть – ложный путь. А когда без малого через век в России произошли две революции подряд, то видный историк и политический деятель Сергей Мельгунов, родившийся 6 января 1880 года (ум. 1956), пришел к выводу, что свержение большевистской диктатуры возможно только силой оружия. По сему поводу русская эмиграция так и не пришла к единому мнению. Струве поддержал Мельгунова, Милюков и Керенский его оспорили...

Среди этих вечных вопросов, неразрешимых споров мы живем до сих пор. Может быть, продуктивнее будет поискать надежные критерии истины не в политике самой по себе, а в культуре?

Долгие новогодние каникулы способствуют сближению разнородных фигур. В один выпуск нашей рубрики попали два деятеля искусств, коих можно назвать чуть ли не антиподами. Один – завзятый авангардист, художник Владимир Татлин, родившийся 28 декабря 1885 года (ум. 1953). Живописец, скульптор, мастер театральной графики, он сверял свою работу с некими ритмами, внятными ему одному. Цвет, наклон плоскостей, игра объемов – все во власти этой силы, которую надо понять. Судьба Татлина сложилась так, что ему пришлось менять приоритетные способы самовыражения. От скульптуры, от несостоявшейся башни Третьего Интернационала он переходил к сценографии, книжной графике, натюрмортам. Почему-то мне это не только универсализм напоминает, но и стихи Николая Олейникова о безымянном современнике: «Когда ему выдали сахар и мыло,/ Он стал домогаться селедок с крупой./ ...Типичная пошлость царила/ В его голове небольшой».

А другой герой этих календарных листков – приверженец традиционной, классической эстетики Николай Метнер, композитор и пианист. Он родился 5 января 1880 года, умер в 1951-м – не в Москве, как Татлин, а в Лондоне, в эмиграции. Свои взгляды на искусство он выразил в книге «Муза и мода», вышедшей в 1935 году в Париже. Резюме ее можно выразить так: все новое и авангардное – суета сует и всяческая суета. Бог ты мой, да все вы правы – и те, кто за новое, и те, кто против! Только уважайте друг друга. И чтобы сахар, мыло и далее по списку не являлись проблемой.

...И еще одна знаменательная дата. 29 декабря – день рождения русского художника-символиста Николая Сапунова (1880–1912). Он не дожил до гибели Серебряного века – утонул, когда лодка перевернулась. Прежде всего Сапунов был сценограф, сотрудничавший с лучшими нашими театрами. И колорист каких мало. Одно из художественных объединений, в которые он входил, называлось «Голубая роза». Синее, голубое – его любимые цвета.

Как там у Бараташвили в переводе Пастернака? «Цвет небесный, синий цвет/ Полюбил я с малых лет./ В детстве он мне означал/ Синеву иных начал,/ И теперь, когда достиг/ Я вершины моих лет,/ В жертву остальным цветам/ Голубого не отдам...// Это синий, негустой/ Иней над моей плитой,/ Это синий, сизый дым/ Мглы над именем моим».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
818
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
439
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
453
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
405