0
4273
Газета Идеи и люди Интернет-версия

31.08.1999 00:00:00

Тысяча лет в одну жизнь

Эмомали Рахмонов

Об авторе: Эмомали Рахмонов - президент Республики Таджикистан.


1═══ 2═══ 3

Колонна
Колонна из селения Оббурдон. Долина Заревшана. Резьба по дереву. IX-X вв.

У истоков этой великой любви к человечеству стояли Закария ар-Рази и Хоразми, Фараби и Рудаки, Бируни и Авиценна, Дакики и Фирдоуси и многие другие замечательные, хотя и не столь известные деятели культуры, без которых невозможно было восхождение этой блестящей плеяды - яркого созвездия среднеазиатской цивилизации. Условием для ее возникновения послужило становление и утверждение государства Саманидов. Это было начало Средневосточного Возрождения, продолжавшегося несколько столетий. Возникла новая духовность, оставившая глубокий след в истории человечества.

Однако начиная с ХVI в. цивилизация Средней Азии все более и более угасала из-за войн и нашествий, и ее горящие угольки тлели, за редкими исключениями, под пеплом всеобщей рутины и стагнации вплоть до XX в.

Если на протяжении последовавшего после Саманидов тысячелетия народу угрожало физическое уничтожение, то в нынешнем столетии угроза существованию таджиков оказалась более изощренной. Ее можно назвать геноцидом облика, духа и исторического наследия таджиков.

Роспись
"Всадник и всадница". Фрагмент росписи. Пенджикент. VII-VIII вв.

Подвиг великих сынов народа Садриддина Айни, Бободжона Гафурова и других замечательных деятелей навсегда останется в истории. Садриддин Айни содействовал реализации исторического права таджиков иметь свою республику в Средней Азии, а Бободжон Гафуров показал самостоятельность и самобытность исторического развития таджиков с древнейших времен. Тем самым раз и навсегда были отвергнуты попытки растворить цивилизацию таджиков в истории других народов Средней Азии и Среднего Востока. Так закладывалась основа национальной независимости таджиков, ставшей реальностью в конце XX в.

Вместе с тем жизни таджикского народа, как и многих других народов, с давних времен сопутствовало такое печальное явление, как культ чужого. К сожалению, этот культ дает о себе знать и в наши дни.

Так, в результате арабских нашествий и принятия ислама неарабскими народами в их жизни возникла сильная тенденция арабизации культуры, языка и литературы. Хотя, с другой стороны, без обратного влияния иранских народов на арабов невозможно понять сформировавшийся в эти века мусульманский мир.

В государстве Саманидов в противовес этой тенденции проводилась мудрая, взвешенная политика ограничения культа чужого и всемерного содействия языку таджиков, сбережению их исторической памяти и культуры. Именно в государстве Саманидов была проявлена замечательная инициатива сохранения древнего эпоса иранских народов. Работа по творческому освоению и увековечению эпоса была начата Дакики и продолжена Фирдоуси. При Саманидах на таджикский язык был переведен обширный комментарий к Корану, написанный историком Табари, и составлен оригинальный комментарий.

Ориентация на утверждение внешнего влияния во внутренней жизни, наблюдавшаяся в других государствах в ту эпоху, при Саманидах сменилась процессом усвоения чужого на собственной основе и прежде всего всемерным развитием собственных источников культуры, науки, литературы и государственности. По существу, эта политика должна быть ведущей в современной жизни Таджикистана.

Государство Саманидов сыграло, таким образом, исключительную роль в преемственности культуры и языка иранских народов. Дело в том, что после нашествия арабов западные иранцы на два века потеряли родной язык - среднеиранский пехлеви. Через двести лет таджикский-фарси, истоки которого - в государстве Саманидов, распространился на запад.

Упомянутый нами выше культ чужого, который в государстве Саманидов имел предельно ограниченные масштабы, сыграл неприглядную роль в истории народа на рубеже XIX и XX вв., особенно в 20-е гг. нашего столетия. Речь идет о некоторых таджиках - видных государственных деятелях, действовавших под чужим флагом и оставивших печальный след в истории народа.

У читателя, немного знакомого с историей Средней Азии, но не ведающего о незыблемости и прочности новых реалий, могут возникнуть представления о возможности пересмотра итогов национально-территориального размежевания 20-х гг. или, еще хлеще, об угрозе возникновения "Великого Таджикистана" или "Великого Хорасана" на основе перекроенных границ.

Ничего более нелепого придумать невозможно. Реалии Средней Азии таковы, что всякое изменение межгосударственных границ в регионе чревато катастрофой, которая не оставит места никакому "великому" государству или "великому" лидеру.

Не следует путать исторический Таджикистан с современным Таджикистаном. Политически и государственно они несовместимы. Признавая уникальность культуры каждого народа, мы в то же время не отказываемся от культуры всей Средней Азии. Это определяет наше искренне дружественное отношение ко всем населяющим ее народам.

Но вернемся к культу чужого, каким он явил себя во времена, более нам близкие. На протяжении десятилетий нашего столетия поклонение чужому привело к утере родного языка частью нашей интеллигенции.

Совсем недавно культ чужого проявился в виде попыток небольших групп наших граждан, ставших единомышленниками политиков других стран, насильно навязать Таджикистану форму государственного устройства, неприемлемую для большинства народа Таджикистана. Это приводило и может привести в будущем только к трагедии.

Наше отношение к этому было сформулировано еще несколько лет назад: мы не хотим, чтобы кто-либо был похожим на нас, но и не позволим, чтобы кто-нибудь насильно создавал из нас свое подобие. От этого принципа мы не откажемся.

В данной связи есть необходимость в разъяснении отношения к "своему" и "чужому". Нет ни одного народа, который не испытывал влияния извне, влияния другой цивилизации или политики, культуры или экономики. К сожалению, эти влияния в истории часто были насильственными, хотя есть очень много фактов и добровольного восприятия внешнего влияния, образа жизни или поведения.

Однако современное мировое сообщество, все его наследие и современность, все его идеалы и нормы международного права категорически требуют от народов, стран и политических сил отказа от варварского решения вопросов взаимных влияний и взаимодействия насильственным путем.

По существу, подлинная демократия заключается в том, что никто не имеет права насильно навязывать другому свою волю и свой образ жизни, поведения, мыслей, не может действовать вне демократических законов и человеческих ценностей, не противоречащих принципам демократии.

1═══ 2═══ 3


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
918
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
483
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2874
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2271

Другие новости