0
1148
Газета Идеи и люди Интернет-версия

16.09.2003 00:00:00

Разговор друзей

Константин Воронов

Об авторе: Константин Валентинович Воронов - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН.

Тэги: путин, буш, встреча, вопросы


Предстоящая в США встреча Владимира Путина с Джорджем Бушем, безусловно, крайне важна как для всего международного сообщества, так и для развития двусторонних отношений. Ее подспудной интригой будет окончательная ликвидация последствий ситуации вокруг Ирака, где Москва и Вашингтон заняли диаметрально противоположные позиции.

Оба президента расстались после последних контактов (празднований в Санкт-Петербурге и саммита "большой восьмерки" в Эвиане), по их словам, лучшими друзьями, подтвердив высокий, доверительный уровень взаимопонимания. На подобных мероприятиях первые лица государств находятся, как известно, в жестких рамках повестки, подготовленной дипломатами. Однако если представить их будущий дружеский разговор, то его контуры осязаемо просматриваются, хотя далеко не все темы и сюжеты здесь прописаны.

Международная тематика

На сегодняшний день в международной повестке этой неформальной встречи остаются две главные темы - война против международного терроризма и борьба против распространения ОМУ. Здесь - широкое поле для громких публичных заявлений и значительных деклараций. Различия в подходах могут проявиться лишь при более детальном обсуждении этой проблематики, особенно применительно к конкретным регионам и странам: Ираку, Афганистану, Ирану и КНДР.

Сюда же в широком контексте примыкают вопросы, которые связаны с Северным Кавказом и Закавказьем и в последнее время приобрели особую актуальность: это, во-первых, Чечня и, во-вторых, Грузия, Азербайджан и Армения. Если в отношении Чечни стороны могут ограничиться констатацией статус-кво (администрация, судя по всему, не намерена ужесточать свою позицию, несмотря на давление конгресса) и надеждами на реализацию плана политического урегулирования "по-кремлевски", то постсоветское пространство за Кавказским хребтом вновь оказывается головоломкой как для Москвы, так и для Вашингтона. Серьезная геополитическая игра связана с потребностями стабилизации в Азербайджане после смены его руководства и необходимостью урегулирования российско-грузинских отношений даже без участия Эдуарда Шеварднадзе, поскольку обстановка явно выходит из-под контроля.

Угроза дестабилизации в Закавказье уже ослабляет позиции и интересы США на Ближнем и Среднем Востоке и на Каспии. Доминирующая роль Вашингтона здесь далеко не самоочевидна, тогда как разнообразные ресурсы Москвы реальны и значительны. И нам необходимо не только не создавать проблемы и не перекладывать их на партнера, но и обеспечить предсказуемость, занимаясь своей параллельной деятельностью по укреплению стабильности в этом субрегионе.

Экономическая сфера

В связи с событиями вокруг ЮКОСа Буш, возможно, будет вынужден вступиться за интересы американских инвесторов в России. И тогда Путину придется заверить своего визави в том, что это эпизод, а не тенденция.

Хотя позиция хозяина встречи также не без изъяна. Еще в Стрельне Буш заявлял, что будет убеждать членов конгресса отменить поправку Джексона-Вэника (администрация обещала это сделать еще в мае 2001 г.), которая мешает взаимной торговле. Однако воз и ныне там, несмотря на то что республиканское большинство на Капитолийском холме упрочилось после ноябрьских выборов.

В контексте последних событий в торгово-экономической сфере (введения квот на поставки куриных окорочков - "ножек Буша" в РФ, антидемпинговых разбирательств по поводу контрактов российских экспортеров металла и пробных танкерных поставок нефти из Мурманска) велика вероятность того, что Буш может поднять вопрос о допуске генетически модифицированной сельскохозяйственной продукции США на российский рынок. Для американского президента весьма важно добиться изменения российской позиции, которая склоняется к "проевропейскому" подходу. В условиях отсутствия у нас выработанной государственной линии по отношению к трансгенным продуктам (в отличие от четкого "нет" ЕС) и наличия лакуны в федеральном законодательстве президенту РФ было бы, видимо, целесообразно уклониться от принятия каких-либо обязательств по этому вопросу.

Москва все еще питает надежду, хотя и очень слабую, на списание части советских долгов, вопрос о которых обсуждался с американскими официальными лицами раньше. Хотя в Вашингтоне уже не говорят о возможности списания 8 млрд. долл. иракского долга РФ для поддержки вновь отстраиваемого "демократического режима" в Багдаде, гарантий соблюдения прежних российских контрактов в Месопотамии Буш Путину, как известно, не дал. Если Вашингтон пойдет на приемлемые условия интернационализации управления Ираком, связав ее с присутствием российских миротворцев, то Москва смогла бы как-то сохранить там весомые интересы своих крупных, и не только нефтяных, компаний.

Проблемы безопасности

Обмен в Санкт-Петербурге ратификационными грамотами договора о СНП, безусловно, стал сильной акцией в двусторонних отношениях. Однако сейчас Вашингтону необходимо прежде всего разъяснить граду и миру дальнейшую судьбу боезарядов полусотни стареющих, относительно менее мощных ракет МХ, а не ликвидируемых ненавистных российских комплексов "Сатана" (по западной классификации - SS-18). Неужто США продолжают интенсивные усилия по наращиванию явно избыточной системы развертывания 100 тыс. крылатых ракет (судя по ассигнованиям, даже больше) и их носителей, а также космических систем глобальной разведки, управления и контроля, имея в виду лишь террористов и страны-изгои? Перспективы Договора о запрещении ядерных испытаний, как и "ядерный порог" в свете создания Пентагоном ядерных "противобункерных" бомб, могут также оказаться под вопросом, хотя президенты заявили ранее о готовности совместно работать над созданием глобальной ПРО. Прояснение даже некоторых моментов из стратегической сферы создаст позитивный эффект для отношений сторон и для всего мира.

В конце концов отмена поправки Джексона-Вэника и списание части советских долгов могут иметь лишь символический эффект, а вот появление планов передислокации части военных баз Пентагона из ФРГ к границам России уже реально нервирует переменчивый российский электорат накануне выборов. Если в пять восточноевропейских стран, в том числе в страны Балтии, будет продвинута часть из 42 тыс. американских военнослужащих, 785 танков, 60 истребителей F-16 и штурмовиков А-10, то это скорее всего существенно осложнит диалог между РФ и США. При таком повороте для Москвы не имеет значения, какими мотивами руководствуются в Вашингтоне - преподать урок Германии за непослушание или поощрить страны "новой Европы" за их поддержку операции "Шок и трепет"; важен, как всегда, конечный результат.

Если этот вопрос будет поднят на встрече, то президент Путин может заявить решительное "нет" планам передислокации ВС США на восток, которые, судя по всему, могут быть в том или ином виде все же реализованы. Эта четкая позиция станет исходной точкой для нормального дипломатического торга о том, какие части и подразделения Пентагона и куда могут переместиться, какими могут быть адекватные ответные меры ВС РФ. Главное все же в этой сфере (при всей важности военно-технических аспектов) - не допустить публичного скандала, политической размолвки на радость конкурентов и противников.

В свою очередь, президента Буша может заинтересовать вопрос об эффективности расходования средств (отпущено 2,1 млрд. долл., а освоена половина) на складирование российских отработанных ядерных материалов в рамках как прежней "программы Нанна-Лугара", так и подобных смежных проектов (например, "Атомных городов"). От убедительности ответа на сакраментальный вопрос "где деньги, Зин?", помимо прочего, будет зависеть судьба принятой G8 т.н. программы 20 на 10 - выделение России 20 млрд. долл. в течение 10 лет на утилизацию советского ядерного и химического наследия, уже отслужившего свой век.

Заглядывая в будущее

Джордж Буш придает, как известно, большое значение моральным ценностям в политике, и прежде всего честности и откровенности. Поэтому Москве было бы хорошо получить от Вашингтона объяснения, почему разведывательная активность США на границах РФ с каждым годом возрастает, а не ослабевает и нужен ли Пентагону столь жесткий разведывательный прессинг, если Россия не рассматривается им в качестве вероятного противника. На ведение операций против РФ поныне все еще уходит свыше 50% огромного бюджета разведывательного сообщества Соединенных Штатов (ЦРУ, АНБ, РУМО, ФБР). Даже на все разведывательные и контрразведывательные мероприятия против мирового интернационала террористов в следующем году будет затрачено вдвое меньше, чем против России. Столь пристальное рассматривание новоявленного друга не может не вызывать искреннего недоумения.

Задача сентябрьской встречи между лидерами США и России, очевидно, в том, чтобы показать, что мы нужны друг другу сейчас и в перспективе. Имеющиеся у сторон разногласия во взглядах на мир вполне допустимы и кое в чем устранимы, а компромиссы реальны и достижимы. Американское руководство в очередной раз сможет продемонстрировать нам, что у него нет антироссийских настроений, а президент РФ выразит необходимую политическую поддержку Соединенным Штатам в сложный период отражения новых глобальных вызовов.

Сближение Москвы с Вашингтоном должно - и будет - приносить осязаемые дивиденды обеим сторонам. Следует, видимо, подумать, как сделать замечательные слова о дружбе не только привычным ритуалом для публики, но и реальным, конкретным, осязаемым взаимодействием, которое и будет ассоциироваться с теплым человеческим словом "дружба".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2116
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4830
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2646
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3047

Другие новости