0
1584
Газета Идеи и люди Интернет-версия

08.06.2005 00:00:00

Как развязать абхазский узел

Тэги: билалов, абхазия, грузия


– Ахмед Гаджиевич! Вы недавно посещали Абхазию. Насколько велики российские интересы в этой непризнанной республике?

 

– Ситуация в Абхазии не может не оказывать влияния на Краснодарский край, депутатом Госдумы от которого я являюсь. А кроме того, по разным оценкам, 70–90 процентов жителей Абхазии имеют российские паспорта. Обеспечить своим гражданам достойную и защищенную жизнь – конституционный долг российских властей. Поэтому мы просто обязаны принимать самое активное участие в решении проблем Абхазии.

 

– И как вы оцениваете ситуацию в республике?

 

– Внутриполитическая обстановка в Абхазии относительно стабилизировалась. Но ее будущее выглядит тревожным и неопределенным из-за глубочайшего экономического упадка и шаткого положения непризнанной республики, которая к тому же постоянно находится под угрозой силового вторжения. В последние месяцы со стороны тбилисских лидеров прозвучали заявления о невозможности вести дальнейшие мирные переговоры с Сухуми. В Абхазии эти слова истолковали как сигнал к началу подготовки очередной войны. В этой связи абсолютно оправданной выглядит готовность президента Абхазии Сергея Багапша принять на своей территории российские военные части, которые будут выведены из Батуми и Ахалкалаки. Присутствие российских военных – гарантия гражданского мира в республике, возможность создать рабочие места для местного населения и стимул для развития экономики.

 

– Это выгоды Абхазии. А где выгоды для России?

 

– Что не менее важно – это также гарантия сохранности российской собственности в Абхазии. Не секрет, что россияне приобретают пансионаты и санатории в Пицунде и Гаграх. Начинают вкладываться деньги в реставрацию разрушенного войной абхазского курортного комплекса. Они вкладывали бы гораздо больше и в другие сферы хозяйства, если бы не страх в один момент потерять все. Но даже страх не помешал тысячам жителей Москвы, Петербурга и других российских городов покупать дома и квартиры на Черноморском побережье Абхазии в надежде на то, что стабильность и мир когда-нибудь вернутся туда. Особенно привлекательной Абхазия может стать после того, как украинские власти предприняли шаги по изъятию российской собственности в Крыму. Но крымский опыт заставляет россиян также задумываться и о весомых гарантиях.

 

– Вы считаете, что Абхазия может стать экономически привлекательной страной?

 

– Если безопасность собственности и капиталовложений будет обеспечена, перед Абхазией откроются огромные экономические возможности. Дружественная Абхазия с ее пляжами, удивительной природой и сложившейся курортной инфраструктурой – крайне привлекательный объект для инвестиций российских компаний. При грамотном экономическом управлении Абхазия имеет шанс повторить путь Тайваня, который, несмотря на статус непризнанной республики, добился ошеломляющего экономического успеха благодаря широкому применению режима свободных торговых зон.

 

– А как на это посмотрит Грузия?

 

– Пока же, к сожалению, велика опасность того, что Абхазия повторит не тайваньский, а карабахский сценарий. Еще не зажили раны, нанесенные войной, и взаимная неприязнь абхазов и грузин очень сильна на бытовом уровне. Очевидно, что в случае усиления грузинского влияния и тем более силового вмешательства Абхазия опять превратится в очаг жестокого межнационального конфликта, а Грузия получит на своей территории отряды жаждущих мести диверсантов.

В принципе надо отдавать себя отчет в том, что при нынешнем уровне и накале взаимных обид грузино-абхазский конфликт не имеет решения в ближайшей исторической перспективе. Самое разумное, что можно сделать в данной ситуации, – это заморозить ее по состоянию на настоящий момент. И грузины, и абхазы должны дать возможность спокойно жить друг другу, а все юридические аспекты и вопросы решить лет через 50.

Тогда Абхазия сможет сконцентрироваться на мирном развитии республики. Для этого кроме мира необходимо создать и прочную законодательную базу. Сейчас в Абхазии нет, например, даже законов о собственности и о земле, что не может не тревожить потенциальных инвесторов или переселенцев. Между прочим, многие выходящие в отставку военные (и не только российские) с большим удовольствием переселились бы жить в Абхазию, где здоровый климат, плодородная земля и много свободной территории. А подобного рода поселения могли бы заметно укрепить безопасность республики. Кстати, появление таких поселений – это объективный процесс, который будет идти и сам по себе. Не забывайте, что цены на продовольствие и электроэнергию в Абхазии крайне невысоки.

 

– Вы считаете, что российские воинские части обязательно окажутся в Абхазии?

 

– Здесь многое зависит как раз от Грузии. Ситуация в Кавказском регионе такова, что России необходимо иметь здесь значительные боеспособные воинские части, и Тбилиси своим настойчивыми попытками убрать с территории Грузии наши военные базы провоцирует превращение Абхазии в российскую милитаризованную зону. Для Москвы здесь появляется возможность для торга. Мы можем не принимать приглашения Сергея Багапша, по крайней мере до тех пор, пока Тбилиси будет учитывать российскую просьбу не создавать на территории Грузии военные базы третьих стран.

 

– Не проще ли решить вопрос кардинально – Абхазия уже давно хочет войти в состав России. Почему бы не пойти ей навстречу?

 

– Если поставить вопрос о присоединении к России, то это может привести к крайнему обострению отношений Москвы не только с Грузией, но и с частью мирового сообщества. Однако, если с грузинской стороны вообще будут отсутствовать любые намерения позитивно решать абхазскую проблему, можно найти различные варианты «асимметричных» ответов. Например, Абхазия может войти в состав┘ Белоруссии. Для этого достаточно провести референдум в двух республиках. А Белоруссия, как известно, объединена с Россией Союзным государством. Таким образом, российские граждане, проживающие в Абхазии, будут чувствовать себя защищенными, а Москва избежит очередных обвинений в имперских амбициях. Хотя, конечно, лучше решать абхазскую проблему, идя по более простому пути. Но это потребует конструктивного взаимодействия грузинского руководства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Нобель-24: Весь смысл – в общественных институтах

Нобель-24: Весь смысл – в общественных институтах

Лауреаты Нобелевской премии по экономике объяснили, почему одни страны богатые, а другие – бедные

0
1127
Правительство продвигает марку "Сделано в России"

Правительство продвигает марку "Сделано в России"

Ольга Соловьева

Бизнесменам советуют переориентироваться на торговлю со странами глобального Юга

0
1412
Предприятиям предстоит переродиться в денежно-кредитных страданиях

Предприятиям предстоит переродиться в денежно-кредитных страданиях

Анастасия Башкатова

Центробанк отрегулирует движение капитала и работников в экономике

0
1773
Как защитить топливную инфраструктуру от атак беспилотников

Как защитить топливную инфраструктуру от атак беспилотников

Михаил Сергеев

Распределенные системы хранения могут снизить ущерб от пожаров на нефтяных терминалах

0
1259

Другие новости