0
925
Газета Идеи и люди Интернет-версия

07.07.2006 00:00:00

Саммит заниженных ожиданий

Тэги: лайн, запад, сотрудничество


В интервью «НГ» ведущий британский специалист по России, бывший посол Великобритании в РФ сэр Родерик Лайн анализирует отношения Москвы и Запада. Сэр Лайн – один из авторов доклада «Взаимодействие с Россией: следующая фаза», подготовленного Трехсторонней комиссией. Русское издание этого исследования будет представлено в сентябре в Москве.

– Сэр Лайн, чем обусловлено появление доклада Трехсторонней комиссии по России? Последнее исследование комиссии, посвященное РФ, вышло в 1995 году...

– Трехсторонняя комиссия не занималась глубоким анализом России в течение 11 лет. Стало ясно, что необходимо взглянуть на эту страну свежим взглядом. Это очень важная тема, и комиссия поручила трем авторам провести новое исследование. Как обычно, эти эксперты представляют три континента. Я – автор из Европы, от США выступил экс-замгоссекретаря США в администрации Билла Клинтона, а ныне глава Брукингского института Строуб Тэлбот. Автор из Японии – Коджи Ватанабе, бывший посол Японии в Москве.

Работа над докладом заняла 14 месяцев. Мы проводили индивидуальные консультации, читали актуальные материалы, затем вместе посетили Москву в феврале этого года и провели ряд встреч, в том числе с членами российского правительства. Также мы присутствовали на организованных Сергеем Карагановым и Егором Гайдаром семинарах, посвященных внешней политике и экономике. Впоследствии был подготовлен проект доклада, мы обменялись текстами по электронной почте, все согласовали, вместе представили и опубликовали исследование.

– Каковы основные выводы доклада «Взаимодействие с Россией: следующая фаза»?

– Объем доклада – 180 страниц. Так что выводов сделано немало. Во-первых, мы отмечаем, что условия в России отличаются от тех, что сложились в других странах переходного периода. Россию нужно рассматривать как нечто особенное. Приходится признать, что переходный период в России – очень длительный процесс, результат которого все еще невозможно предсказать. Российская история и культура играют важную роль в этом процессе. И будущее страны не может диктоваться извне, оно будет определяться народом. Это не означает, что внешний мир не оказывает влияния на происходящее. Но это значит, что Европа, США и Япония не должны слишком резко реагировать на кратковременные перемены в России, а постоянно поддерживать близкие отношения с Москвой. Это – наша ключевая рекомендация.

Мы против идей о сдерживании или изоляции России. Такой подход был бы большой ошибкой как для Запада, так и для РФ. Нам нужны новые формы взаимодействия. Крайне важны взаимодействие в бизнесе, контакты людей, НКО, поток информации. Отношения не определяются лишь политикой на самом высоком уровне. Мы не поддерживаем «мегафонную дипломатию» – риторику, которая уже создала плохую атмосферу в отношениях России с Западом. Крайние подходы рискуют заглушить здравый смысл и конструктивные идеи.

В докладе мы выражаем обеспокоенность среднесрочными перспективами развития отношений с РФ. Россия крайне зависима от одного института – президента, а также вертикали власти. Развитие современной, сильной и стабильной России будет определяться способностью страны развить сильные и независимые институты. Экономика, в свою очередь, страдает от зависимости от нефтяного сектора, обеспечивающего 60% доходов страны от экспорта. Это – слабость. Роль государства в экономике возросла. А в последние три года процесс реструктуризации экономики стоял на месте.

У России есть потенциал стать одной из сильнейших экономик мира через 20–30 лет. Если она хочет его реализовать, экономика должна стать более диверсифицированной, конкурентоспособной, в стране должно быть верховенство закона, наилучшим образом использоваться человеческие ресурсы.

За нынешним движением к процветанию России скрываются серьезные социально-экономические проблемы, которые необходимо решать через модернизацию системы образования и науки, здравоохранения. Необходимо заняться демографической проблемой, снижать уровень смертности. Мы опасаемся, что Россия не реализует свой потенциал.

– Высказывается мнение, что Запад, напротив, опасается сильной и богатой России. Вы согласны с этим?

– Нет. Об этом постоянно говорят российские политики. Это абсурд. В 1990-х годах самым ужасным кошмаром Западу представлялась фрагментация слабой России. Сильная Россия выгодна всем в том числе в плане экономического партнерства, поскольку обеспечивается поток инвестиций и торговли в обоих направлениях. Но главное – это стабильность в Европе. И стабильная сильная Россия играет здесь положительную роль. Слабая Россия была бы постоянным источником обеспокоенности. Подчеркну: идея о том, что у Запада есть планы по ослаблению РФ, – это глупость.

Мы призываем к усилению взаимодействия с вашей страной. В 1990-х годах Запад предлагал России займы, техническое содействие и даже гуманитарную помощь. Необходимости в этом больше нет. И мы все рады этому. Сейчас мы строим партнерство в области бизнеса. В Россию идет много иностранных инвестиций, и она все лучше привлекает инвесторов. Это выгодно всем.

– Каковы ваши ожидания от саммита G8 в Санкт-Петербурге?

– Мне кажется, что те, кто участвует в организации саммита, в последнее время старались занизить ожидания, поскольку они не ждут больших результатов сами. Одна из сфер, где у лидеров есть потенциал сделать что-то полезное, – направить мощный общий сигнал Ирану, свидетельствующий, что «восьмерка» продолжит совместно убеждать его отказаться от разработки военной ядерной программы.

Успехом стало бы и продвижение заявки России в ВТО. Этого желают партнеры России по «восьмерке».

Каких-то прорывов в сфере энергетики ждать вряд ли стоит. Но дополнительные гарантии того, что Россия будет проводить ответственную энергетическую политику, были бы восприняты положительно. Энергетика – область, где наблюдается взаимозависимость России и Запада. На данный момент наиболее значимый рынок для российского газа – это Западная Европа. «Газпром» зависит от этого экспорта очень сильно: ведь его прибыль от реализации продукции на внутреннем рынке из-за низких цен невелика. А для увеличения добычи нефти и газа российским компаниям, которые к этому стремятся, требуются партнерские отношения с западными фирмами, способными предоставить инвестиции и современные технологии.

Но я не думаю, что саммит вдруг откроет новую эру в энергетических отношениях. Это дело долгое. И Запад, на мой взгляд, должен развивать здесь отношения с Россией посредством частных компаний, а не на уровне правительств.

– В своем докладе вы касаетесь проблемы-2008? Кто, на ваш взгляд, станет преемником президента Путина?

– Мы не сосредоточивались на этом вопросе. Прогнозировать, кто сменит Путина, – это та область кремленологии, которая сейчас, наверное, больше всего интересует журналистов.

Впрочем, ожидается, что находящаяся сейчас у власти в России группа проведет выборный процесс и в 2007-м (выборы в Госдуму), и в 2008 годах так, чтобы удержать бразды правления. Кто станет преемником, которого назначит Путин, вряд ли может сказать кто-нибудь со стороны. Думаю, сейчас это известно только самому Путину. Мы опасаемся больше того, каким образом все это будет происходить. Я уже говорил выше об институтах: если рычаги власти сосредоточены в руках очень ограниченного числа людей, это становится для страны слабым местом.

Мы отмечаем, что российская система уязвима, поскольку опирается на очень узкую базу и ей не хватает механизмов для спокойной и организованной передачи власти от одного лидера, правящей группы или партии к другой. Установление президентского контроля над законодательной властью и регионами делает президента зависимым от нереформированной бюрократии и ответственным за все промахи. Ведь отсутствуют независимые институты для обеспечения сдержек и противовесов исполнительной власти.

– Пару месяцев назад влиятельный американский мозговой центр – Совет по внешней политике (CFR) – опубликовал доклад «Неверный путь России: что могут и должны сделать США». Вы знакомы с этим документом? Насколько у вас совпадают выводы?

– Мы не согласны с выводами того доклада. Конечно, некоторое пересечение у нас с Советом по внешней политике есть. Но нашей задачей было попытаться понять точку зрения России. Доклад CFR был адресован американской аудитории. Наше же исследование гораздо шире. В некоторых случаях мы категорически не принимаем тон того доклада, в котором Россию пытались учить, как жить. CFR критикует сближение России с Китаем. Мы же считаем, что оно не несет угрозы. Москва и Пекин вправе иметь хорошие отношения. Мы старались быть максимально объективными и отразили позицию трех континентов, а не одного.

– В вашем докладе прогнозируется, что ближайшие два года станут наиболее трудными в отношениях России и Запада. Почему?

– Мы полагаем, что рискуем столкнуться с таким сложным периодом. Атмосфера отношений в последние три года ухудшилась. С Запада звучит жесткая риторика, в России слышится недовольство Западом. По Центральному ТВ идет немало враждебной информации в отношении США и Европы. Когда страна входит в выборный период, соблазн свалить все беды на Запад усиливается.

Выборы приближаются не только в России, но и в США, где в 2008 году также пройдет президентская гонка. Очевидно, что уже сейчас критика России в США набирает обороты. Это рискует перерасти в мегафонную дипломатию. Поэтому в своем докладе мы предлагаем не допустить, чтобы ход событий определяли радикально настроенные голоса, радикально настроенные политики. Мы ведь взаимодействуем также в сфере бизнеса, осуществляются человеческие контакты. В перспективе именно эти отношения могут помочь преодолеть трудности нынешнего сложного периода.

Не стоит забывать и о странах, лежащих между Западной Европой и Россией. Белоруссия, Украина, Грузия, Молдавия – эти государства стали особым объектом противостояния между Россией и ее западными партнерами. Озабоченность возникает и относительно взаимодействия России и Запада в Центральной Азии. Все это мы отразили в своем докладе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
868
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
1044
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
508
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
347

Другие новости