0
10231
Газета Идеи и люди Печатная версия

26.01.2022 18:57:00

Переговоры по Украине в Париже станут испытанием стратегической автономии Евросоюза

Нормандский формат в европейском контексте

Елена Панина

Об авторе: Елена Владимировна Панина – директор Института РУССТРАТ.

Тэги: кризис, безопасность, украина, военный конфликт, донбасс, ес, макрон, нормандский формат, антироссийские санкции


кризис, безопасность, украина, военный конфликт, донбасс, ес, макрон, нормандский формат, антироссийские санкции Фото Reuters

Сможет ли Европа заговорить своим голосом по самой острой для нее теме – кризису безопасности, искусственно раздутому вокруг Украины? Это – главный вопрос, ответ на который 26 января должны были дать в Париже. Ставки высоки. И когда президент Эмманюэль Макрон в понедельник объявил о проведении встречи «нормандской четверки» (Германия, Франция, Россия, Украина) на уровне политсоветников лидеров, он, безусловно, понимал это.

Переговоры в этом формате на конец января 2022-го были намечены еще в августе прошлого года. Но предсказать, состоятся ли они, было практически нереально. Сам Нормандский формат был в коме около полугода. А острые дискуссии по гарантиям безопасности, которые уже второй месяц держат мир в напряжении, и нагнетание кризиса вокруг Украины поставили под вопрос вообще все существующие форматы.

В этой ситуации оставалось одно – взять инициативу в свои руки. Что Макрон и сделал от имени своей страны, председательствующей в ЕС. Комментируя инициативу, представитель Елисейского дворца подчеркнул ее смысл: президент Франции считает, что вокруг украинского кризиса «сохраняется пространство для дипломатии и деэскалации». Чтобы использовать этот шанс, Макрон намерен провести в пятницу телефонные переговоры с президентами России и Украины. А в Москву направлен его спецпредставитель Пьер Вимон.

В ЕС явно обозначились силы, которые хотят переговоров, а не эскалации. Отсюда вопрос – что это за силы? И есть ли смысл в развитии диалога с ними?

Встреча глав МИД ЕС в начале недели подтвердила: страны – члены ЕС пытаются выступать единым фронтом по ключевым проблемам безопасности, но как только речь заходит о конкретике – интересах стран и методах действий – единства как не бывало.

Стоило Макрону, открывая французское председательство, заявить, что путь к европейской «стратегической автономии» лежит через межъевропейский диалог о безопасности, который в то же время является базой для диалога с Россией, как его принялись обвинять в размывании «консенсуса Запада».

В свою очередь, намерения стран Балтии поставлять ракеты в Украину с согласия Вашингтона вызывают недовольство в Европе у противников эскалации: они видят в этом намерение сорвать диалог. Масла в огонь старательно подливает и Лондон, который после брекзита к ЕС отношения вроде бы не имеет, но успешно осваивает роль ментора. Так, премьер Джонсон не отказал себе в удовольствии заметить: «Выбрано очень плохое время для дискуссий о стратегической автономии в Европе». В Париже хорошо поняли, кому это адресовано.

Все эти нестыковки и разногласия – уже не просто нюансы. Скорее это признаки намечающегося раскола, причем не только по вопросу о том, как строить отношения с Москвой дальше, но и по вопросу о перспективах евростроительства. Сейчас Берлин наложил вето на поставку Украине вооружений, комплектующие к которым произведены на территории Германии. Но уже завтра сторонники эскалации в отместку могут попытаться запретить «Северный поток – 2».

До последнего времени в Москве небезосновательно видели в такой разноголосице свидетельство того, что в ЕС не с кем говорить о безопасности, потому что единой позиции нет и не будет. Однако ровно с той же проблемой сталкиваются и те, кто пытается загнать Евросоюз в противостояние с Москвой. Он в него тоже не загоняется – и по той же причине: не говорит одним голосом.

Подтверждений хватает, вот некоторые. Вопреки американскому и британскому примеру главы МИД ЕС сочли необоснованным демонстративный отзыв дипломатов из Украины. В Берлине, Париже и Риме не хотят видеть Украину в НАТО и наращивать поставки вооружений в эту страну. Главы МИД ЕС уклонились от формулировки единой позиции по новым санкциям против России (вопрос перебросили в Еврокомиссию). Ну и, разумеется, важный знак – встреча в Нормандском формате в Париже. Предпринята первая реальная попытка сбить градус противостояния и прощупать шансы на невоенный выход из эскалации вокруг Украины именно в европейском формате.

Таким образом, Вашингтону не удастся в анонсированном письменном ответе на российские предложения по безопасности сформулировать позицию «евросоюзников» как антироссийский консенсус.

Когда посреди плотного обеда и горячей дискуссии подают рюмку кальвадоса – нормандской яблочной водки, французы сразу понимают, о чем идет речь: пришло время «пробить нормандскую дырочку». Тогда, глядишь, и разговор пойдет лучше, и хватит сил до десерта добраться. Нечто подобное и пробует сделать Макрон посреди дискуссий и жестов, которыми все наелись и которые лишь повышают ставки в противостоянии.

Перспектива? Ее следует рассматривать в контексте шока многих европейских и особенно французских политиков от создания англосаксонского партнерства AUKUS (США, Великобритания, Австралия), сместившего приоритеты геополитики в зону Индо-Тихоокеанского региона. В свете этого во многих странах – «старожилах» Евросоюза сильно опасение, что в обозримом будущем НАТО перепрофилируют под иные задачи и даже иную географию, что будет лучше сочетаться с новыми приоритетами Вашингтона и Лондона, но все меньше будет учитывать европейские, в том числе и в области безопасности.

В этом контексте Париж предлагает сделать шаг к «европейской автономии»: уже в марте должен быть представлен «Стратегический компас ЕС». Эта концепция определит общее видение внешних угроз безопасности Евросоюза и методов ответа на них, включая разработку вооружений и планирование самостоятельных операций без США и НАТО. Нагнетание напряженности вокруг Украины создает предпосылки для того, чтобы ни до каких «компасов» дело не дошло.

Соответственно Париж – инициатор этой концепции европейской «стратегической автономии» – и те европейские союзники, которые его поддержали, не заинтересованы в «чужих» войнах на континенте. Как и Россия, озабоченная продвижением НАТО к ее границам. Это создает почву для диалога. И может подсказать принципиально новые выходы из дискуссии о глобальной безопасности, которую заводят в тупик при помощи постоянной эскалации вокруг Украины. Чем жестче будет противостояние вокруг выдуманных угроз, тем очевиднее будет необходимость мер по противодействию угрозам реальным. К таковым уверенно можно отнести создание Россией и ЕС совместных механизмов транспарентности в целях отслеживания военных маневров и контроля над обычными вооружениями, а также за ракетами средней и меньшей дальности.

Другое дело, что вопрос о том, с кем и в каких форматах говорить на эти темы в ЕС, пока остается открытым. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1143
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
583
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3204
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2529

Другие новости