0
1367
Газета Интернет Интернет-версия

26.04.2002 00:00:00

Сделай сам

Тэги: интернет, сми, движок, онлайн


интернет, сми, движок, онлайн

Сегодня почти любой приличный заказчик веб-сайта понимает, что ему необходимы не только доменное имя второго уровня в зоне .ru, красивый дизайн и креатив, но также и автоматическая система обновлений с веб-интерфейсом, позволяющая сделать сайт действительно рабочим инструментом в руках не самого продвинутого в компьютерном отношении PR-менеджера. Любой же приличный веб-разработчик предлагает собственную систему автоматизации сайтов, или, другими словами, движок.

Еще три-четыре года назад интернет-движки были редкостью и зачастую роскошью. Но массовое появление интернет-СМИ, требовательных к быстроте публикации, и интернет-магазинов, требовательных к автоматизации, привело к тому, что движки стали писаться повсеместно.

Пожалуй, самыми "старыми" и раскрученными на российском рынке программными продуктами в этой области являются DynaSite питерского "Рексофта", Communiware Анатолия Левенчука (Москва) и Saitistika ярославской Individ Company. DynaSite прославился изначально как движок, на котором был сделан тогда еще принадлежавший "Рексофту" магазин Ozon.ru. Communiware начинался как движок для сайта Libertarium.ru. Saitistika потрясла в свое время столичных жителей тем простым фактом, что интернет делается не только в Москве и Петербурге. При этом Individ внедрил свой движок у таких заказчиков, как издательский дом "Компьютерра" и российское представительство Xerox. Все эти продукты, уже выросшие из штанишек custom-разработок, генерализованы, успели нарастить функциональность, быстро обрабатывают запросы, идеологически красивы и прошли полевые испытания.

Разработчики движков переходят к прозрачной ценовой политике. Нельзя сказать, что цены стремительно падают, но за те же деньги клиент сейчас получает более совершенный продукт, чем пару лет назад.

Цены - примерно одного порядка. Базовый комплект DynaSite стоит 1500 долл. Дополнительные модули к нему (анкетирование, например) стоят еще сотни долларов. Отдельных денег будет стоить и кастомизация под клиента. Дистрибутив Saitistika стоит 2000 долл., еще 300 - инсталляция системы, 700 - сопровождение в первом месяце внедрения и т.д. Базовая стоимость дистрибутива Communiware - 150 долл., но продукт, кастомизированный компанией-разработчиком, обойдется все в те же 3000 и более.

На фоне растущей конкуренции разработчиков волнует тираж продукта. И компании-владельцы развитых движков стремятся продавать их не только своими силами, но и через партнеров. Первый класс партнеров - веб-студии, не имеющие собственных развесистых программных разработок. Директор компании "Аист" Дмитрий Васильев считает: "Наиболее распространенная ошибка новых разработчиков - стремление иметь все свое. Без движка работать уже просто неприлично, поэтому обязательно нужно написать свою систему. Но не все понимают, что это будет дороже и хуже, чем лицензировать существующую".

Пока нельзя сказать, что существует серьезный спрос на движки как отдельный продукт. Но движение в сторону специализации наметилось - уже распространена практика заказа дизайна в одном месте, а движка в другом.

Второй возможный путь тиражирования движков - предложение их на основе ASP (Application Service Provider), т.е. в аренду вместе с хостингом.

Петербургский хостинг-провайдер HostWay.ru, созданный "Ростелекомом", сдает в аренду два движка для создания сайтов - DynaSite и SiTex (программный продукт крупнейшего системного интегратора Санкт-Петербурга "АНД Проджект"). Спрос на такую услугу есть. Тем более что поддержка этих платформ не стоит для клиентов дополнительных денег, а входит в стандартные тарифные планы.

Говорит Николай Фещенко, коммерческий директор ЗАО "Элтел" (владельца торговой марки Hostway.ru): "Идея ASP перспективна, и это доказывает практика. Постепенно страх потребителя перед тем, чтобы передавать информацию или базы данных в чужие руки, проходит и уступает место здравому смыслу. Особенно это актуально для малого и среднего бизнеса. Конечно, если есть лишние деньги, то можно содержать штат специалистов для разработки и поддержки custom-продукта (иногда это оправданно, если аналога такого продукта еще нет на рынке), но, может, не нужно изобретать велосипед? Для больших компаний это тоже становится актуальным: когда имеешь множество офисов и представительств, различных департаментов в своей структуре, становится выгодно "объединить" их в одной точке - у ASP-провайдера".

Ольга Камаева, менеджер по продажам DynaSite, полагает: "ASP - достаточно перспективное направление в России, особенно если это не связано с приложениями, хранящими критически важную для владельца информацию (бухгалтерская система, ERP и т.п.). В то же время постоянно будет спрос на сайты "под ключ" для небольших компаний".

Существует и еще одна модель ASP-сервиса для совсем массового клиента - когда сайт можно создать прямо в браузере, через веб-интерфейс, воспользовавшись готовыми шаблонами дизайна. Почти Narod.ru, только за деньги. Такой сервис имеет разработчик движка NetCat - компания "Аист". Это SiteManager.ru. Стоимость аренды вместе с хостингом - от 15 до 35 долл. Правда, особой популярностью сервис не пользуется, так как рекламная мощь компании явно недостаточна, чтобы пробить рынок, и "Аист" предпочитает заниматься custom-разработками на основе своего движка.

На сегодня наиболее отчуждаемым от разработчика и потенциально наиболее тиражируемым движком является все-таки Communiware. Во-первых, Communiware бесплатно поставляется для некоммерческих сайтов. Во-вторых, коммерческая версия дистрибутива крайне дешева - 150 долл. При этом дается Communiware с исходными кодами, документацией, тестами. В-третьих, компания развивает пользовательское сообщество. И в-четвертых, Анатолий Левенчук серьезно двигает платформу для создания систем массового коммерческого хостинга. И первый опыт в этом направлении - проект Comminiware и "МТУ-Интел" people.tochka.ru.

Сейчас заканчивается тестовый, бесплатный этап people.tochka.ru. В рамках бесплатной версии создано 3,5 тыс. сайтов. В дальнейшем хостинг и аренда сайта в такой системе будут стоить в районе 7 долл. Коммерческий этап сервиса должен быть успешным - при маркетинговой и рекламной мощи МТУ, являющегося крупнейшим интернет-провайдером в Москве. В таком случае на рынке интернет-движков действительно начнется новая жизнь.

В заключение - прогнозы развития рынка интернет-движков.

Президент Individ Company Роман Овчинников: "Появится несколько "коробочных" движков вместе с существующими линейками (типа 1С), но успеха они иметь не будут, поскольку отвечают только самым стартовым ожиданиям клиентов в интернете. А удовлетворить эти стартовые ожидания можно и на FrontPage, и на существующих веб-конструкторах готовых сайтов. Стоимость дистрибутивов будет падать, поскольку уже есть бесплатные разработки, конкуренция очень острая, хотя в российском коммерческом секторе мне известны всего несколько конкурентов. Примерно 90% разработчиков прекратят собственную разработку, потому что это крайне дорого и очень сложно. А custom-разработка будет развиваться в зависимости от того, какие вложения пойдут в интернет-сектор".

Директор компании Dot Евгений Гордеев: "На мой взгляд, будущее не за системами, которые могут все, а за продуктами, рассчитанными на конкретный рынок".

Директор компании "Аист" Дмитрий Васильев: "Мое твердое мнение: у коробочных продуктов больше шансов на успех, нежели у ASP. Факторов тут много. Например, если в США люди привыкли все получать в кредит вплоть до собственного дома, то у нас - нет. Еще фактор: коробка - это что-то такое реальное, что можно потрогать, поиграться, а сайт в аренду - это непонятно, аморфно".

Президент Techinvestlab.com Анатолий Левенчук: "Коробочный продукт альтернативой сервис-провайдингу не является. Развернуть "коробку" на своих серверах просто, но затем нужно поддерживать ее работоспособность - вместе с работоспособностью компьютера, операционной системы, СУБД, веб-серверов, интернет-коннекта и т.д. А затем еще нужно время от времени менять версии "коробочного" продукта, ОС, СУБД, веб-серверов и т.д. Вот это все делает ASP".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1608
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1097
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1342
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
848

Другие новости