0
1262
Газета Интернет Интернет-версия

23.01.2004 00:00:00

Телеавтограф инженера Еликова

Тэги: еликов, телеавтограф


еликов, телеавтограф Борис Еликов: 'Это очень, очень простое устройство'.

Представьте себе такую ситуацию: у вас в квартире звонит телефон, вы подходите, снимаете трубку – но не подносите ее к уху, чтобы услышать знакомый голос, а кладете рядом с телефоном и обращаете свой взор к телевизору, на котором появляется что-нибудь вроде: «Привет! Поздравляю тебя, дорогой(ая)!» И рисунок – допустим, цветы и ангелочки. А вы рисуете ответ – специальной ручкой на специальном планшете, и ваш собеседник мгновенно видит на своем телевизоре, что вы ему рисуете. Конечно, можно и сказать что-нибудь в трубку. Но вовсе не обязательно!..

Вот такое общение через самый обыкновенный домашний телефон и самый обыкновенный телевизор (даже старый советский черно-белый) возможно с помощью прибора, который его изобретатель московский инженер Борис Петрович Еликов называет телеавтографом. Телеавтограф Еликова – это очень компактный аппарат, основными узлами которого являются планшет, небольшой блок, ручка с проводом и┘ И все. Аппарат подключается с одной стороны к телефону. А с другой – к телевизору через антенный штекер. При этом просмотру самого телевизора он совершенно не мешает. На планшете, с лицевой стороны которого лежит обыкновенный лист бумаги, человек пишет или рисует все что угодно. Через телефонный кабель информация летит к собеседнику и, если у него есть такой же приборчик, мгновенно отображается на экране его телевизора. Борис Петрович долго ломал голову над тем, как приспособить аппарат к любым типам телевизоров. Понятно, что лучше всего для отображения цифрового сигнала подошел бы компьютерный монитор. Тем не менее задача решена успешно: для телеавтографа годится любой телевизор. Аппарат сам реагирует на поступающий по телефонному проводу сигнал, звонит и мигает. Как и обыкновенный телефон. Все, что нужно, чтобы связь началась, – это просто снять трубку.

Борис Петрович – большой мечтатель и вместе с тем настоящий профессионал своего дела. Когда он объясняет принцип действия координатной сетки – главного элемента своего телеавтографа, то говорит так: «Ну, это же элементарно! Здесь вот снимается синус частоты, здесь – косинус┘» Я ему: «Борис Петрович! Не понимаю!» – «Ну ладно, ладно, – реагирует он, – главное, просто пойми, что это очень, очень простое устройство». Именно эту простоту ему удалось запатентовать. Произошло это давно, еще в советское время. Тогда, как рассказывает Еликов, сам изобретатель должен был доказать новизну своего изделия. А для этого ему нужно было представить обзор изобретений в избранной области по семи ведущим странам за 25 последних лет! Более того, назначался сторонний эксперт, функцией которого было вынести окончательное решение. Самое парадоксальное, что доход этого эксперта не зависел от того, какое решение он вынесет: положительное или отрицательное, а качество его экспертной оценки проверить никто не мог. Поэтому многие халтурили: брали какое-нибудь японское изобретение, описание которого написано иероглифами, и объявляли, что, мол, вот, пожалуйста, японцы уже изобрели это, так что никакого патента┘ И снимали с себя ответственность. То же самое было и с телеавтографом Еликова. Бориса Петровича такое равнодушие и вредительство возмутило. Он сам разобрался в сложных японских схемах и доказал, что они не имеют никакого отношения к его изобретению. Так что путь к патенту был долог и тернист.

А дальше начались попытки запустить телеавтограф в производство. Начальники в НИИ систем связи и управления, в котором работал Борис Петрович, изобретение поддержали: выписали множество запчастей. Что-то дали в НИИ, что-то Еликов достал через друзей. В итоге у него дома скопилось 10 коробок с разными микросхемами, которых хватит на 20 приборов. Но старая конструкция, основанная на 40 советских микросхемах, безнадежно устарела. Сейчас телеавтограф можно уместить на одной-единственной компактной схеме, и себестоимость такого устройства, даже по самым вольным оценкам, будет менее 100 долларов, а возможно, что и долларов 20. Главное, что основа – координатная сетка и механизм преобразования сигнала для отображения через телевизор совершенно не устарели. Чтобы передавать сигнал по телефонной линии, достаточно самого простого и дешевого модема. Но те предприятия, которым Еликов предлагал запустить телеавтограф в производство, просили за опытную партию много денег.

А ведь у телеавтографа может быть самое обширное применение. Прежде всего это замечательное средство для общения глухонемых по телефону. Уже проводились испытания – людям очень понравилось: удобно и просто. Московское правительство выпустило специальное постановление о выплате инвалидам по слуху раз в пять лет денежной компенсации на приобретение этого аппарата. Кроме людей со слабым слухом изобретение Еликова могут использовать и студенты, и работники МВД, и ученые, и врачи. Инженер рассказывает, как телеавтограф испытывали со спутником, передавая сигнал через космос. Например, во Владивостоке проходит какая-то важная и сложная операция на глазу пациента. А в Москве находится крупный специалист-офтальмолог. Для оперативного взаимодействия нет ничего лучше, чем телеавтограф: один врач схематично рисует какие-то важные нюансы операции, другой, во Владивостоке, тут же мгновенно видит результат. Аппарат может найти применение даже в космосе: как рассказал Борис Петрович, космонавты на орбитальной станции от руки ежедневно заполняют специальный журнал. Если бы вместо бумаги они писали на координатной сетке Еликова, информацию мгновенно можно было бы передавать на Землю. А самое главное – немного доработав, телеавтограф можно легко присоединять к интернету и соответственно мгновенно засылать свои рисунки в мировую сеть. Поскольку сигнал получается очень компактный, для него не нужны толстые провода и мощные модемы.

Борис Петрович увлеченно рассказывает, как здорово можно писать письма от руки и посылать по электронной почте. Этому человеку просто не хватает моральной поддержки для того, чтобы запустить аппарат в серию. Все происходит по классическому для России сценарию: талантливое изобретение никому не нужно, потому что либо людям лень разбираться, либо они просто неспособны оценить его перспективность. Борис Петрович, уйдя из НИИ на пенсию, ходит по научно-техническим выставкам, рассказывает людям про телеавтограф. И про свои сказки. Еликов давно и увлеченно пишет сказки. Настолько увлеченно, что себя никак иначе и не называет – только сказочником. По его мнению, техника – это все временное, преходящее. А вот духовность – гораздо важнее, потому что она не устареет. Еликов уже опубликовал несколько своих произведений. Он пишет, используя совершенно разные сказочные контексты. Есть сказки, стилизованные под древнегреческий стиль, испанский, турецкий. Истории про пиратов, про чудесные исцеления. Про добро и зло, где добрый богач выкупает у Вельзевула души прегрешивших поэтов. В одной сказке про любовь фраза «Я люблю тебя» написана на 23 языках. Причем не только на самых распространенных, но и на каких-то редких, мало кому известных. Рунами и по-древнеяпонски. А в другом произведении Борис Петрович излагает свое видение самой правильной военной доктрины. Ратники града Китежа в совершенстве владеют техникой отражения ударов противника. Они ловят копья, ядра, выхватывают мечи. Но сами – не наносят ответного удара. Никогда.

Борис Петрович не хочет забрасывать технику. Он говорит, что это интересно – делать два принципиально разных дела. В его жизни физика и сказка переплетаются очень гармоничным образом. В самой идее телеавтографа есть что-то рождественское, сказочное, даже детское. Но ведь все изобретения начинались со сказки, мечты. Остается только надеяться, что найдутся люди, которые эту сказку про чудо-планшет и чудо-ручку сделают хотя бы немножко более реальной.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1894
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4527
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2469
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2822

Другие новости