О чем и как пишут современные российские дети, можно узнать, ткнувшись, к примеру, на http://bashnia.sannata.ru. Сайт "Сорванная Башня" полностью посвящен обзору детской литературы. Обозревается она самым надежным способом - путем проведения конкурсов на лучшие произведения. Почему самым надежным? Потому что в любом ребенке, хотя бы и тихо сочиняющем себе в уголке, есть олимпийский интерес. Хочется прогреметь, хочется, чтобы тебя взрослые дяди и тети оценили, всплеснули руками: "Вот так молодчина, смотри-ка чего напридумывал!" И окрестили бы новым Пушкиным или новым Андерсеном - без разницы. Поэтому, раз уж исчеркал тетрадку своими фантазиями, надо аккуратно перевести их в Microsoft Word и отправить на конкурс.
Интенция правильная. Душа восстает только против сортирующего деяния экспертов. Думай потом и мучайся - 6-е место вполне почетно или это полный провал триумфальных грез? И что такое "не вошел в конкурсную программу"? Такое может обернуться разочарованием, а может - и страшным ударом по психике. Когда нужна простая поддержка тяги к литературному творчеству, огорошивают цифирью твоих якобы объективных достижений. Дело обстоит так, что подавляющее большинство детей безоговорочно принимают вердикт взрослых. И даже если тайно сомневаются в сути решения, то в законности - почти никогда.Так что участие в разных там конкурсах - большой риск, что для восьмилетнего малыша, что для подростка, который уже "кое-что попробовал". Скажем, пиво.
Распространяться на эту тему можно долго, изыскивая некий педагогический рецепт, но не стоит. Как сложится.
Конкурс "Сорванной башни" складывается еще более-менее гуманно. Дается творческое задание - одинаковый для всех первый абзац про то, как мальчик склонил голову к плечу и, прищурясь, посмотрел на закат (конкурс 2004 года). Дальнейшее развитие событий можно воспринимать как художественную версию, вариацию и если уж оценивать, то не все произведение целиком (ведь начало не принадлежит автору), а всего лишь умение разогнать сюжет. Если так, то итоговое место, пожалуй, можно и объяснить ребенку так, что он не обидится.
Кого куда заносит после заката - почитать интересно. Одного на индивидуальную планету, другого в детдом. Маршруты ведомого сюжета, конечно же, не случайны. Когда в детстве с кем-то знакомишься, сразу ведешь его в свои любимые "углы". Так и здесь, думается, "обстоятельства действия" не с потолка сняты, а уже выстраданы. Про одного из конкурсантов, Аркадия, на сайте никакой информации нет (так и засомневаешься - а сколько ему лет?). Но вот отрывок из его рассказа "Дорога домой". "Больше всего Шут сошелся с Витькой из средней группы. Жалел его. Витьку детдомовцы не сильно любили. Таких, как он, обычно недолюбливают. Не то что он был ябедой или что-то подобное. Просто не походил он на всех остальных. Не курил, например. Были, конечно, у него и приятели, но врагов - все-таки больше". Особенно последняя фраза сообщает о какой-то запредельной (потому что за возрастом) внутренней зрелости. Особенно это "конечно". А вот цитата из творения победительницы конкурса Дины Солнышкиной "Имя для моей планеты". Сюжет прост - герой уходит из дома, школы, двора на свою планету, а связь с родными и друзьями поддерживает по мобильнику, который продолжает работать вопреки ограниченному ресурсу аккумулятора. "Голос мамы зазвучал утвердительно и настойчиво: "Феденька, вернись". - "Нет". - "Вернись, Федя!" - "Не вернусь!" - "Вернись, кому говорю!" - "Мама, ты же знаешь, что я отказался от цивилизации!"
Прочитав еще несколько рассказов, я уже нашел ниточку, связывающую их все. Каждый из маленьких авторов (намеренно не употребляю слово "писатель") лепит свою форму одиночества. "Буду один" - вовсе не то же, что "сам" и "не хочу". Что-то уверенно пророческое, атомно отделяющее суть от формы. Упоительное баррикадирование от всего, пока только в выполнении конкурсного задания. А торжествующая в конце любовь к маме и папе - это, пожалуй, для взрослых, и вообще - так принято. Дети боятся всерьез пугать родителей.