0
1229

19.06.2003 00:00:00

Музыка серебряных спиц

Тэги: мотоцикл, фирма, мдель, конструкция


Энциклопедия мотоциклов. Фирмы. Модели. Конструкции. - М.: За рулем, 2003, 576 с.

"Энциклопедия мотоциклов" - очередное издание в серии автомобильных энциклопедий издательства "За рулем". Все тот же формат, хорошая бумага, итальянская печать.

Чем-то эта книга сама похожа на мотоцикл - не на те, что я помню по советскому детству, не велосипеды с моторчиком и не вечно ломающиеся "Явы" и "Восходы", а на дорогой современный мотоцикл, что не просто средство передвижение, а именно роскошь. Престиж в зеркале хромированных и лаковых деталей.

Совершенно поэтически начинается рассказ о мотоциклах "Ямаха": "После революции Мейдзи 1867-1868 годов охватившая Японию пора перемен привела к изменению культуры - в том числе и музыкальной. Эту тенденцию уловил Тарагучи Ямаха (Taraguchi Yamaha), основавший компанию по производству "европейских музыкальных" инструментов "Ниппон Гаки"..." Во время Второй мировой войны компания выпускала самолетное оборудование, а во время послевоенной конверсии была переделана под мотоциклетное производство. Так в 1955 году появилась первая колесная "Ямаха", а сейчас это второй по объему производитель в мире.

А вот те мотоциклы, что мы так часто видели в военных фильмах (правда, там их часто изображают универсальные труженики "Урал" с коляской), это немецкие Zundapp - "Цюндапп KS 600" (1942) и "Цюндапп КS 750 (1943)" - последней модели было выпущено аж 18 608 экземпляров. Интересна судьба этой мотоциклетной марки: цеха фирмы были разрушены бомбежками союзников, и завод выпускал любую продукцию вплоть до мукомольного оборудования, чтобы только не закрыться. Однако уже в 1949 году бывший военный мотоцикл вновь стал на конвейер, а потом в серию пошли новые модели - впрочем, теперь уже и мотороллеры. Однако "в 1984 году все оборудование было продано в Китай. В течение 1985 года специально прибывший китайский персонал занимался демонтажом оборудования и его отправкой. Единственным, что не представляло интереса для китайской стороны, стала экспозиция заводского музея, которая была передана в Берлинский музей промышленности и техники.

Но не только такие брэнды сходили со сцены - чего уж говорить об известной у нас марке чешского "ЧЗет", сложившей колеса в 1998-м.

Но при этом вполне жива знаменитая "Ява". Эта "Ява", "Ява 250" образца 1963 года, представляла предел мечтаний советского молодого человека - это был "Харлей" советского извода, пусть и собранный в братской Чехословакии. "Ява" сейчас выпускает вполне современные мотоциклы, правда, отчасти с моторами от "Сузуки".

Парадоксально, но вполне действующие отечественные заводы не на слуху. Вятско-Полянский машиностроительный завод, оборонное предприятие, начавшее выпускать первые в СССР мотороллеры, делает их и сейчас. А вот вид мотороллера ВПМЗ МТ-150П образца 1960 года вызывает просто ностальгию - мотороллер с коляской, маленький и верткий: кажется, только что из его крохотного кузова вынули круглые металлические корзины с красно-синими пакетами молока по 16 копеек.

Жив Ижевский завод, но под вопросом (по крайней мере это явствует из справочника) остается судьба знаменитых и уже упоминавшихся "Уралов" - продукции Ирбитского мотоциклетного завода.

А ведь история их почти как история великой империи - в Ирбите стали собирать мотоциклы осенью 1941 года. Армии нужен был тяжелый мотоцикл с коляской, и уже в феврале 1942-го увидел свет первый М-72. А с 1954 года он стал продаваться гражданскому населению. А долгожитель "Урал-2" выпускался с 1965 по 1980 год.

Но авторы энциклопедии справедливо замечают, что даже такая популярная марка, как "Урал", не могла противостоять дешевому секонд-хенду, хлынувшему в страну в 90-е годы.

Пришли иные времена - мотоцикл остается рабочей металлической лошадью милиции и экскортных служб, но иные, не российские эмблемы на большинстве этих мотоциклов.

Древние мопеды уже сменились в городах изящными обводами итальянских скуттеров (для тех, кому можно подороже) и толстенькими китайскими моделями.

Гремят по ночам описанные в книге моторы мотоциклетных стай, проносясь на пустыри и тайные площадки. И испуганный прохожий успевает заметить лишь надпись на кожаной косухе: "Если ты видишь это, значит, эта сука все-таки свалилась с моего мотоцикла".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1840
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1202
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1466
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
919

Другие новости