0
3094

10.11.2021 20:30:00

Трагедия книги о трагедии

История режима в судьбе романа Анатолия Кузнецова «Бабий Яр»

Тэги: история, ссср, война, бабий яр, холокост, сталин, гитлер, евтушенко


42-13-11250.jpg
Павел Матвеев. И ад следовал
за ним… Жизнь и судьба
Анатолия Кузнецова. – Киев:
Саммит-книга, 2021. – 206 с.
Книга Павла Матвеева о писателе Анатолии Кузнецове и его главном произведении – документальном романе «Бабий Яр» – вышла ровно через 80 лет после известных событий, случившихся на тогдашней окраине Киева. Осенью 1941 года здесь начались массовые расстрелы. Всего за два дня в Бабьем Яре нацисты расстреляли более 33 тыс. евреев. В общей же сложности на территории урочища, по разным данным, были уничтожены от 70 тыс. до 200 тыс. человек. Четверть века спустя на страницах журнала «Юность» увидел свет роман Кузнецова, посвященный трагедии.

Обстоятельно рассказывая об истории этой публикации, Матвеев подчеркивает, что она оказалась жестоко изуродована, «изнасилована» цензурой. Литературовед сопоставляет сокращенную версию романа, напечатанную в «Юности», с первым бесцензурным изданием «Бабьего Яра», появившимся в 1970-м на Западе. «Любому обладающему адекватным восприятием информации читателю должно быть очевидно – что именно вымарывала из сочинения Анатолия Кузнецова советская цензура: ее жертвой становились прежде всего любые, даже самые завуалированные аналогии между Гитлером и Сталиным, между нацизмом и большевизмом…»

«И ад следовал за ним…» – книга не только о судьбе писателя и его романа. Во многом это исследование особенностей советского строя, отношения к которому Матвеев не скрывает, называя режим тоталитарным. Одни писатели с этим режимом мирились, другие – вели борьбу. Кузнецов хотел во что бы то ни стало выпустить свой роман-документ в максимально полном, ничем и никем не искаженном виде. Да, в итоге ему это удалось, но какой ценой… В России же и на Украине бесцензурная версия «Бабьего Яра» стала переиздаваться лишь начиная с 1991 года.

Павел Матвеев включил в книгу четыре эссе. Три из них ранее печатались в журналах «Знамя» и «Этажи», а также на портале Colta.ru, поэтому уже могут быть знакомы читателям. Четвертое – «Кузнецов и Евтушенко» – публикуется впервые. В нем биограф обращается к стихотворению Евгения Евтушенко о Бабьем Яре, вышедшему в 1961-м. А ведь задумано оно было в день, когда два друживших между собой автора вместе пришли к тому самому киевскому оврагу. Как же по-разному сложатся их дальнейшие жизни!..

Советская система 30 лет назад развалилась. Казалось бы, правду стало можно говорить абсолютно свободно. Но почему же до сих пор в обществе остается столько разногласий?


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Власти Индонезии хотят реабилитировать диктатора

Власти Индонезии хотят реабилитировать диктатора

Владимир Скосырев

С президента Сухарто посмертно снимают часть обвинений

0
579
История страны – в истории семьи, или О родителях и детях 1990-х

История страны – в истории семьи, или О родителях и детях 1990-х

Вера Цветкова

Юрий Быков снял криминальную сагу, его коллеги – семейную, однако прилагательные тут взаимозаменяемы  

0
451
За семью оболочками

За семью оболочками

Юрий Юдин

Кощей Бессмертный как прообраз булгаковского Воланда

0
1133
Люди, вписанные в историю

Люди, вписанные в историю

Лариса Мезенцева

В Литературном институте прошли Астафьевские дни

0
157

Другие новости