0
4608
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

29.11.2023 19:05:00

Священная империя и Святая Русь

30 ноября 1993 года указом президента Ельцина был утвержден герб Российской Федерации

Сергей Макин

Об авторе: Сергей Николаевич Макин – историк, журналист.

Тэги: герб россии, двушлавый орел, история, россия, пруссия, византия, священная империя, святая русь


герб россии, двушлавый орел, история, россия, пруссия, византия, священная империя, святая русь Фото Павла Сарычева\НГ-Online

«Русские прусских всегда бивали, что ж тут перенять?» – иронизировал Суворов. На самом деле русские многое заимствовали у «прусских». В России уважали писателя Гофмана, философа Канта, физика Кирхгофа. В русской и немецкой истории немало переплетений, включая символику.

Петр III и его сын Павел I обожали прусский стиль. Это выразилось и в том, что полковые знамена русской армии повторяли прусскую модель: сочетание креста с углами. С той лишь разницей, что прусские штандарты были более темных оттенков, с преобладанием черного цвета. Круг в центре русских полковых знамен всегда был ярко-оранжевым, солнечным. Действительно, знамена представляли собой испускающее яркие лучи солнце. В центре круга находился черный двуглавый орел. Есть обоснованное мнение, что орел этот – тоже немецкого происхождения, но уже не прусского, а римско-германского.

В школьные учебники вошла история перелета двуглавого орла из Константинополя в Москву. Однако он не был гербовой фигурой Византии, его использовала в качестве своего символа династия Палеологов, к которой принадлежала вторая жена великого князя Ивана III – Софья (Зоя), племянница последнего византийского императора Константина XI. Между женитьбой Ивана на Софье и появлением двуглавого орла на великокняжеской печати прошло целых 25 лет. Видимо, династический знак супруги не был достаточно весомым символом для гордого Рюриковича. У него имелся свой символ – всадник, поражающий копьем крылатого змия. Большего доверия заслуживает другая версия: двуглавый орел стал гербом России благодаря Риму. Не первому, не второму, а третьему.

В 1524 году Филофей, инок псковского Спасо-Елеазарова монастыря, в письме к Василию III, сыну Ивана III и Софьи Палеолог, выдвинул идею «Москва – третий Рим». Под третьим Римом Филофей имел в виду Москву. Однако третий Рим к тому времени уже существовал. В 1512 году, за 12 лет до Филофея, император Максимилиан I придал своему государству окончательное название: «Священная Римская империя германской нации». Поскольку с середины XV века на трон империи обычно выбирали австрийских эрцгерцогов Габсбургов, резиденцией императоров стала Вена. Она и получила почетное третье место в ряду Римов.

Еще до падения Константинополя двуглавый орел стал официальным гербом Священной Римской империи, считавшей себя прямым продолжением античной империи. Это произошло в 1433 году при Сигизмунде I Люксембурге. Первое появление на немецких эмблемах двуглавого орла (в Германии его называют Doppeladler – «двойной орел») датируется 1272 годом; в других германских исследованиях фигурирует первая половина того же столетия, приводится имя Фридриха II Гогенштауфена, современника Александра Невского. На печати Ивана III двуглавый орел появился только в 1497-м. Незадолго до этого шли переговоры о союзе против Польши между великим князем Московским и императорами Священной Римской империи: сначала с Фридрихом III Габсбургом, первым священно-римским императором из династии Габсбургов, потом с его сыном Максимилианом I. Русскому владыке готовы были пожаловать титул короля. Иван III отказался и поместил на своей печати орла, подобного германскому, но не его копию, уравняв статус своего государства с западной империей и при этом показав самобытность. После чего стал именоваться царем – титулом, аналогичным немецкому «кайзер». То и другое восходит к титулу римских императоров: цезарь или кесарь. Орел Палеологов сыграл свою роль, однако ключевым моментом стали контакты с Габсбургами.

Филофей в том же письме впервые употребил понятие «святая Росиа», впоследствии преобразованное в «Святую Русь». Возможно, по сходству с наименованием «Священная Римская империя». Головы германского орла окружали нимбы – сакральные символы. 

Почему у геральдического орла, и не только двуглавого, крестовидная форма? Византийский историк Евсевий Кесарийский поведал, что будущему римскому императору Константину Великому перед решающей битвой с тираном Максенцием было знамение: он увидел в небе крест и слова In hoc signo vinces. В переводе с латинского: «с этим знаком ты победишь». Новый христианский символ слился в Риме со старым языческим: серебряные и золотые орлы римских легионов с их расправленными крыльями напоминали кресты. Крестообразным стал и гербовый двуглавый орел Священной Римской империи германской нации.

Тем временем на побережье Балтийского моря, на землях покоренных пруссов, набирал силу новый германский гегемон – Тевтонский орден. В 1525 году монашеское государство превратилось в светскую монархию – Пруссию. В 1813 году, во время войны с Бонапартом, прусский король Фридрих Вильгельм III учредил боевую награду – Железный крест, напоминавший своей формой другой крест – тевтонский, столь милый германскому сердцу. Новый орден являл собой схематизированного черного орла: не только и даже не столько одноглавого прусского, сколько двуглавого имперского. Верхняя часть креста напоминала склоненные орлиные головы, боковые лопасти оказались похожи на расправленные короткие крылья, нижняя часть вызывала ассоциации с направленными вниз лапами и хвостом. Орел Пруссии втайне завидовал священно-римскому орлу, мечтая сделаться имперским символом. Мечта сбылась, когда после Франко-прусской войны 1870–1871 годов образовалась Германская империя во главе с прусскими Гогенцоллернами. Русское мышление более конкретно и менее абстрактно, чем немецкое. Это мешало увидеть крестовидную схему двуглавого орла – особенно когда в 1990-х российская государственная эмблема из черной превратилась в золотую.

Тевтонских рыцарей-католиков отличала особая почтительность к Пречистой Деве. Полное название ордена – «Братья и сестры из немецкого дома святой Марии в Иерусалиме». Пруссия стала протестантской страной, но там блюли старые традиции. Поэтому в XIX веке появился прусский орден Лебедя с изображением Богоматери. Резиденцией великого магистра Тевтонского ордена долгое время был Мариенбург – «замок Марии». Напрашивается параллель с культом Божьей Матери в России. Православное духовенство величало страну «Дом Пресвятой Богородицы». Возможно, опять по аналогии с германскими соседями.



Читайте также


Зачарованная страна Аркадия Гайдара

Зачарованная страна Аркадия Гайдара

Юрий Юдин

Идиллия и любовь в повести «Военная тайна»

0
2436
Православный зритель – широкий зритель

Православный зритель – широкий зритель

Ольга Рычкова

Русский духовный театр «Глас» глазами его основателей Татьяны Белевич и Никиты Астахова

0
3996
Нужна ли Россия Латинской Америке

Нужна ли Россия Латинской Америке

Ирина Акимушкина

Причины сложностей транзита через Стамбул в Новый Cвет

0
3332
Тайвань избавляется от своего "культа личности"

Тайвань избавляется от своего "культа личности"

Владимир Скосырев

Около 800 статуй генералиссимуса Чан Кайши будут снесены

0
2077

Другие новости