Фото Reuters
Недавно стало известно, что Япония передаст Филиппинам шесть кораблей. Эксперты полагают, что этот шаг является попыткой сдерживания Китая в Южно-Китайском море. И в Токио, и в Маниле выражают беспокойство наращиванием военного потенциала КНР в этом регионе, где расположены спорные острова, на которые претендуют несколько стран – Китай, Тайвань, Вьетнам, Малайзия, Филиппины и Бруней. КНР все пространство моря рассматривает как свою территорию. Еще в начале прошлого века Китайская Республика объявила о подобных притязаниях, которые противоречат интересам Брунея, Индонезии, Малайзии, Филиппин, Тайваня и Вьетнама.
В 1909 году Китай поднял флаг над Парасельскими островами, находящимися в Южно-Китайском море, отреагировав тем самым на интерес Японии к добыче там богатых азотом и фосфором удобрений гуано. В 1932 году эти острова были оккупированы Францией, на что Китайская Республика выразила протест. К 1939 году спорные острова и большую часть акватории Южно-Китайского моря оккупировала Япония. С 1937 по 1945 год шла Вторая Японо-китайская война, итогом которой стало занятие Китаем всей территории моря и спорных островов. Милитаристская Япония была разгромлена союзниками во Второй мировой войне, а КНР в 1949 году объявила себя наследницей всех территорий Китайской Республики. В 1950-е годы спорные территории продолжали быть предметом торга во внешней политике Франции, Вьетнама, Китая, Филиппин. Франция объявила, что большая часть территорий принадлежит «Французскому союзу». Однако во время гражданской войны во Вьетнаме силы Северного Вьетнама, получавшие поддержку от Китая, признали спорные территории исключительной зоной Китая.
Во второй половине 1970-х годов Филиппины, Малайзия, победившие силы Северного Вьетнама, вновь активизировали свою деятельность в регионе, из-за чего Китай был вынужден применить военную силу. Сейчас КНР сохраняет суверенитет над большей частью Парасельских островов. Вьетнам контролирует большинство островов Спратли – 29, в то время как Филиппины контролируют 8 островов, Малайзия – 5, КНР – 5, Тайвань – 1.
Стороны сохраняли статус-кво вплоть до 2011 года, но в последние 15 лет напряженность на островах и в целом в Южно-Китайском море стала расти. Китай резко усилил свое военное присутствие в этом регионе. Были отмечены неоднократные попытки задержать китайские рыболовецкие суда со стороны филиппинской армии. В середине прошлого десятилетия Китай начал регулярно патрулировать спорные территории, из-за чего, например, южно-корейское судно стало предметом серьезного конфликта в 2018 году. Оно зашло в воды, которые Китай считает исключительно своей территорией. Разразился дипломатический конфликт. 17 июня 2024 года Филиппины и Китай обменялись обвинениями в провокациях из-за столкновения в Южно-Китайском море. Отметим, что свое присутствие на островах попыталась усилить и Индия, проводя разведку нефтяных месторождений.
Еще в 2013 году Филиппины инициировали арбитраж против Китая по вопросам Южно-Китайского моря, однако его результаты не были признаны Китаем и Тайванем. Стороны заявили, что споры должны решаться не путем арбитража, а исключительно двусторонними соглашениями каждой из заинтересованных сторон. Арбитраж проходил без участия Китая и Вьетнама, большинство требований Филиппин было удовлетворено, но статус этого трибунала сомнителен.
К решению спорных вопросов в 2016 году пытался подключиться тогдашний президент Соединенных Штатов Барак Обама, инициировавший саммит США–АСЕАН. Вопросы территориальных споров в Южно-Китайском море стали там главной темой, однако результаты саммита оказались формальными. В совместной декларации содержался лишь призыв к «уважению суверенитета каждой страны и международного права».
Интерес к территории, ставшей яблоком раздора, подогревается открытыми на ней месторождениями нефти и минералов. Страны Юго-Восточной Азии в территориальных спорах редко были полностью дипломатически самостоятельными – чаще всего они искали поддержку США или Китая. Китай на протяжении долгого времени фактически контролировал большую часть спорной территории, но такой статус-кво устраивал правящие круги большинства стран региона. Угроза прямого столкновения была небольшой. Огромные надежды также возлагались на Японию как гаранта стабильности. Однако с передачей эсминцев Филиппинам Япония фактически становится стороной конфликта. Это, безусловно, усиливает Филиппины и втягивает в противостояние США, которые открыто поддерживают Японию. Отметим, что и внешняя политика Филиппин с 2022 года стала крайне проамериканской – новое правительство Фердинанда Маркоса-младшего стало позиционировать себя «непотопляемым авианосцем США», «американским форпостом против КНР».
Возможен ли военный конфликт? Безусловно, его угроза стала намного серьезнее. Многое теперь зависит от политики президента США Дональда Трампа и готовности Китая дать ответ оппонентам. Китай ответить способен. Прежде всего попытка Японии сдержать Китай может обернуться ужесточением торговых войн США и КНР. А вот Филиппины вряд ли готовы к сопротивлению – они хоть и получили усиление флота, до военного паритета в КНР им еще далеко, а ситуация в регионе по-прежнему будет определяться политикой великих держав.