Фото Behind Stock photos by Vecteezy
В школе поселка Горки-2 Одинцовского городского округа школьник нанес удар ножом охраннику и смертельные удары ученику четвертого класса. Свидетели трагедии утверждают, что до этого момента убийца искал учительницу математики. А накануне этого события в школе № 191 Санкт-Петербурга уже другой подросток устроил резню, а после ранил себя. В результате нападения пострадали 29-летняя учительница и двое учеников. Причиной столь шокирующего поступка стало нежелание подростка дополнительно заниматься математикой. В апреле этого года в Люберцах 13-летний мальчик принес в школу молоток и ударил им по голове 69-летнюю учительницу математики. Педагога госпитализировали в тяжелом состоянии. В середине ноября в Москве 16-летний парень ростом 180 см избил в школе 57-летнюю преподавательницу русского языка и литературы. Учительницу госпитализировали.
Что происходит с российскими школьниками? Почему они мстят? И кому они мстят?
Каждый раз после подобной трагедии в СМИ и соцсетях поднимается дискуссия о превентивных мерах, но рефлексия быстро сходит на нет. Застраховаться от этого невозможно, приходят к мнению эксперты, приводя в пример США, где история школьных стрелков насчитывает несколько десятилетий. Только в одном 2024 году там случились нападения в 21 штате, затронув судьбы 31 тыс. детей.
Трагедию в Горках-2 уже прокомментировали депутаты. В частности, председатель комитета Госдумы по защите семьи Нина Останина назвала главной причиной таких происшествий влияние на подростков соцсетей, игр и деструктивной идеологии.
Действительно, к особенностям подросткового возраста, повышающим риски возникновения радикальных установок и вовлечения их в противоправную деятельность, можно отнести повышенную внушаемость тинейджеров, некритичность их восприятия, склонность безусловно принимать мнения, доминирующие в значимых для них группах и сообществах. Подростки зависимы от «успеха-неуспеха» в общении со сверстниками и сверхчувствительны к неодобрению и критике. К тому же психика несовершеннолетнего максимально предрасположена к различного рода внешним воздействиям.
Но вместе с характеристиками самого подростка можно бы провести и небольшой анализ его социального окружения. Никто не задумывался над таким вопросом: а почему сегодня вдруг родители стали считать, что дети должны учиться только на «хорошо» и «отлично»? Как отмечает доктор психологических наук, член-корреспондент Российской академии образования Елена Брель, если вспомнить школьные годы старшего поколения, то тогда в классах были и троечники, и двоечники, и это, кстати, не мешало школьной дружбе. Почему сегодня требования к учебе и дружбе так резко возросли? Почему основной целью семьи стала отличная учеба? И почему репетиторство теперь массовое и сразу с начальной школы?
Между тем, гонка за академическими успехами приводит к пролонгированному стрессу у детей, отмечает Елена Брель. Заметьте, со всех сторон звучит, что дети перегружены. Однако недельная нагрузка на предметы гуманитарного цикла в школе теперь намного меньше той, что была 30, 20 и даже 10 лет назад. И объем преподавания русского языка почти такой же, как и иностранного. Поэтому запрос к психологическим службам, по данным Елены Брель, за последние три года вырос в три раза. И проявлений социально неприемлемого поведения подростков и детей тоже стало больше.
Поговорка «чужих детей не бывает» давно сменилась на совершенно другие установки. Ситуация сегодня такова, что люди на улицах боятся сделать замечание или даже оказать помощь подросткам, потому что последних активно вовлекают в мошеннические схемы.
Психологи обращают внимание еще и на популярную ныне воспитательную концепцию, согласно которой интересы семей концентрируются исключительно на детях. Существенным недостатком такого воспитания является избалованность ребенка, который быстро привыкает получать все желаемое. Раздутый детский эгоизм в условиях размытости норм морали – и результат налицо: нападения на учителей становятся, как это не ужасно звучит, делом обыденным. Около 66% учителей сталкивались в работе с ситуациями, когда ученики покушались на их честь, достоинство и доброе имя, с каждым третьим педагогом (34%) этого не случалось, заявляет член Совета по развитию гражданского общества и правам человека Екатерина Сморода.
Сегодня, как следует из наблюдений ученых Российской академии образования, 53% школьников испытывают математическую тревожность, которая не коррелирует с обычной тревожностью. Это проявляется в блокирующих мышление страхе и напряжении, отмечает академик РАО Сергей Малых. Академическая неуспеваемость по арифметике не сильно беспокоила Пушкина и не помешала ему стать «нашим всем». Но сегодня подобная ситуация может перекрыть школьнику дорогу в высшее образование еще в средней школе. Не сдав ОГЭ или ЕГЭ по математике и русскому, ребенок рискует оказаться на обочине жизни.
Поэтому и неудивительно, что в последнее время психологи заговорили о феномене жизнестойкости подростка в поддержании его психологического здоровья.


